В XVIII веке в аристократической среде при заключении брака важны были только титул и знатность рода, поэтому искренне любящие друг друга муж и жена выглядели «белыми воронами». Однако прусский король Фридрих Вильгельм III и Луиза Прусская показали своему народу прекрасный пример крепкого семейного союза, основанного на настоящей любви.
Невесту для Фридриха выбирал его отец. Встретившись с юной Луизой, пожилой король был поражён её красотой, общительностью и непосредственностью. Он желал для сына самого лучшего и решил, что эта девушка станет ему хорошей женой. Фридрих не перечил отцу, но сомневался в правильности его выбора, ведь он никогда не видел Луизу. Юноша обладал замкнутым характером и предпочитал бурным балам покой библиотеки. Он заранее расстроился, ожидая встретить суетливого ребёнка, в голове у которого только платья и украшения. Однако встреча с избранницей его приятно удивила и осталась в его сердце на всю жизнь.
Луиза оказалась совсем не такой, какой её представлял себе Фридрих. Стремительная, как солнечный луч, и яркая, как летний день, она дарила окружающим столько же тепла. Фридрих чувствовал себя рядом с ней легко и естественно. Поражённый этим небесным созданием, он был готов признаться в любви сразу же, однако ради соблюдения всех церемоний должен был потерпеть несколько дней.
19 марта 1793 года принц на негнущихся от волнения ногах поднимался в комнату, где его ждала Луиза. Как только он увидел свою избранницу, специально подготовленная речь вылетела у него из головы. Поэтому признание было простым – всего несколько слов, зато идущих от самого сердца. Луизу искренность покорила больше, чем витиеватые фразы, и она с радостью согласилась стать женой Фридриха.
После помолвки жених и невеста переехали в Берлин, столицу Пруссии. Луизе было очень тяжело привыкнуть к новому месту и окружению, а этикет требовал от неё постоянно сдерживать лучшие душевные порывы. Например, во время пышной встречи в Берлине будущей королевы Луиза подхватила на руки и от радости расцеловала маленькую девочку, которая прочитала ей стихотворение. Некоторые дамы осудили невесту Фридриха за неподобающее поведение, но принц только ещё больше стал ценить её за искренность и доброту.
Фридрих никак не мог дождаться свадьбы, и друзей, знающих его флегматичность, удивляло это нетерпение. Юноша же мечтал как можно скорее соединиться с возлюбленной – чтобы потом уже не никогда не разлучаться с этим милым ангелом. После венчания они действительно повсюду появлялись вместе: без свиты гуляли по городским бульварам, посещали рождественские ярмарки. Фридрих был несказанно рад, что жене тоже не нравится присущая королевскому двору помпезность, и она не настаивает на постоянном многочисленном сопровождении. А он так любил оставаться наедине со своей Луизой! Между супругами не было напряжённости, свойственной другим семьям высшего общества. Они обращались друг к другу на «ты» вместо «вы» и придумывали разные ласковые имена.
Луиза родила Фридриху десять детей, из которых семь дожили до взрослых лет. Двое сыновей по очереди стали прусскими королями, а одна из дочерей, Шарлотта (в православии Александра Фёдоровна), вышла замуж за российского императора Николая I.
Луиза всё время проводила с детьми и редко вмешивалась в государственную политику, занимаясь только благотворительной деятельностью и помогая больницам. Но когда в Пруссию вторгся Наполеон, она в военном мундире выходила к своим солдатам подбадривать их перед сражениями. Фридрих не разлучался с женой и во время боёв – она отказалась ждать в безопасном месте, когда умирают её люди. После трагического поражения в войне королева распродала свои драгоценности и попросила, чтобы на эти деньги накормили голодающий народ.
Переживания за семью и подданных подкосили здоровье Луизы. Она часто болела, но всё равно поддерживала мужа, который пытался поднять поверженное государство. Фридрих, бессильный помочь любимой жене, с отчаянием наблюдал за тем, как она чахнет. Королеве исполнилось всего 34 года, когда она умерла. Муж до самой последней минуты держал её за руку, не желая отпускать от себя.
В память о жене Фридрих учредил особую награду для женщин – орден Луизы. Он присуждался тем, кто в военное время помогал раненым или в мирное – самоотверженно ухаживал за больными. А подданные Луизы, скорбящие о доброй королеве, на собственные сбережения поставили ей памятник в городе ГранзЕе, недалеко от Берлина.
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема