В XVIII веке в аристократической среде при заключении брака важны были только титул и знатность рода, поэтому искренне любящие друг друга муж и жена выглядели «белыми воронами». Однако прусский король Фридрих Вильгельм III и Луиза Прусская показали своему народу прекрасный пример крепкого семейного союза, основанного на настоящей любви.
Невесту для Фридриха выбирал его отец. Встретившись с юной Луизой, пожилой король был поражён её красотой, общительностью и непосредственностью. Он желал для сына самого лучшего и решил, что эта девушка станет ему хорошей женой. Фридрих не перечил отцу, но сомневался в правильности его выбора, ведь он никогда не видел Луизу. Юноша обладал замкнутым характером и предпочитал бурным балам покой библиотеки. Он заранее расстроился, ожидая встретить суетливого ребёнка, в голове у которого только платья и украшения. Однако встреча с избранницей его приятно удивила и осталась в его сердце на всю жизнь.
Луиза оказалась совсем не такой, какой её представлял себе Фридрих. Стремительная, как солнечный луч, и яркая, как летний день, она дарила окружающим столько же тепла. Фридрих чувствовал себя рядом с ней легко и естественно. Поражённый этим небесным созданием, он был готов признаться в любви сразу же, однако ради соблюдения всех церемоний должен был потерпеть несколько дней.
19 марта 1793 года принц на негнущихся от волнения ногах поднимался в комнату, где его ждала Луиза. Как только он увидел свою избранницу, специально подготовленная речь вылетела у него из головы. Поэтому признание было простым – всего несколько слов, зато идущих от самого сердца. Луизу искренность покорила больше, чем витиеватые фразы, и она с радостью согласилась стать женой Фридриха.
После помолвки жених и невеста переехали в Берлин, столицу Пруссии. Луизе было очень тяжело привыкнуть к новому месту и окружению, а этикет требовал от неё постоянно сдерживать лучшие душевные порывы. Например, во время пышной встречи в Берлине будущей королевы Луиза подхватила на руки и от радости расцеловала маленькую девочку, которая прочитала ей стихотворение. Некоторые дамы осудили невесту Фридриха за неподобающее поведение, но принц только ещё больше стал ценить её за искренность и доброту.
Фридрих никак не мог дождаться свадьбы, и друзей, знающих его флегматичность, удивляло это нетерпение. Юноша же мечтал как можно скорее соединиться с возлюбленной – чтобы потом уже не никогда не разлучаться с этим милым ангелом. После венчания они действительно повсюду появлялись вместе: без свиты гуляли по городским бульварам, посещали рождественские ярмарки. Фридрих был несказанно рад, что жене тоже не нравится присущая королевскому двору помпезность, и она не настаивает на постоянном многочисленном сопровождении. А он так любил оставаться наедине со своей Луизой! Между супругами не было напряжённости, свойственной другим семьям высшего общества. Они обращались друг к другу на «ты» вместо «вы» и придумывали разные ласковые имена.
Луиза родила Фридриху десять детей, из которых семь дожили до взрослых лет. Двое сыновей по очереди стали прусскими королями, а одна из дочерей, Шарлотта (в православии Александра Фёдоровна), вышла замуж за российского императора Николая I.
Луиза всё время проводила с детьми и редко вмешивалась в государственную политику, занимаясь только благотворительной деятельностью и помогая больницам. Но когда в Пруссию вторгся Наполеон, она в военном мундире выходила к своим солдатам подбадривать их перед сражениями. Фридрих не разлучался с женой и во время боёв – она отказалась ждать в безопасном месте, когда умирают её люди. После трагического поражения в войне королева распродала свои драгоценности и попросила, чтобы на эти деньги накормили голодающий народ.
Переживания за семью и подданных подкосили здоровье Луизы. Она часто болела, но всё равно поддерживала мужа, который пытался поднять поверженное государство. Фридрих, бессильный помочь любимой жене, с отчаянием наблюдал за тем, как она чахнет. Королеве исполнилось всего 34 года, когда она умерла. Муж до самой последней минуты держал её за руку, не желая отпускать от себя.
В память о жене Фридрих учредил особую награду для женщин – орден Луизы. Он присуждался тем, кто в военное время помогал раненым или в мирное – самоотверженно ухаживал за больными. А подданные Луизы, скорбящие о доброй королеве, на собственные сбережения поставили ей памятник в городе ГранзЕе, недалеко от Берлина.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема