И к вздрагиванъям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи...
Если бы не эти строки Александра Блока, прочитанные отцом Антонием в день моего первого прихода в церковь, моя «дорога к храму» была бы намного длиннее. Я пришла в храм села Ермолино в 1988 году в октябре, в день Иоанна Богослова. Молебен казался слишком долгим, слова молитв — непонятными, но в храме чувствовалась какая-то необычная теплота и наполненность чем-то странным, таким же непонятным... Священник в тот момент читал проповедь о любимом ученике Христовом, о любви. И хотя душа откликнулась и на слова молитв, и на проповедь, но ум всё же недоумевал: при чём здесь любовь? Эти понятия — церковь и любовь — казались несовместимыми...
Из автобиографического вступления монахини Софронии (Алексеевой) к своей беседе с духовником Воскресенского монастыря Ермолинской пустыни, игуменом Антонием (Логиновым) — нам читала Елена Топникова.
Этот текст, сама беседа и другие «разговоры на заданную тему», — а также стихотворные подборки и очерки составили собранную матушкой Софронией книгу под названием «Отблески рая». В ней бывший филолог, а ныне монахиня — пытается осмыслить значение и роль духовной темы в русской поэзии XIX — XXI века в жизни современного человека. И начинает с себя.
Этот шаг мне понятен. ...Быть может, не будь в моей жизни встречи с русской классической поэзией, с поэтическим «самиздатом» в студенческие годы — и моя дорога к храму тоже была бы более долгой. И, может, даже, я и не вел бы нынче на Радио Вера программу «Рифмы жизни», где читаю стихи русских поэтов...
К составленному монахиней Софронией (Алексеевой) сборнику стихотворений, эссе и бесед «Отблески рая» игумен Антоний написал предисловие — «Дух дышит, где хочет». В нем он призывает читателя книги — вослед составителю — вглядеться в «быть может, ранее не обнаруженные грани творчества выдающихся поэтов, грани, освященные матушкой Софронией». В разделе «Рифма, обращённая к Богу» здесь собраны стихи Ивана Козлова и Юлии Жадовской, Марии Петровых и монахини Марии (Скобцовой), Иосифа Бродского и Марины Цветаевой, других поэтов.
...И мне, повторю, очень дорог автобиографический этюд составившей эту книгу монахини, когда-то бывшей филологом и продолжающей оставаться сочувственным читателем своих поэтов. Это её воспоминание — как некий духовный мостик.
После службы была беседа с отцом Антонием, и в ней опять многое было непонятным, представлялось оторванным от реального привычного существования. Батюшка говорил о смысле христианской жизни — стяжании Духа Святаго, о Серафиме Саровском. Рассказывал он о Царстве Небесном, о купце, который, «нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». Я жадно слушала, но... не слышала, слова, можно сказать, отталкивались от сознания. И вдруг отец Антоний прочитал:
Всё на земле умрёт — и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг.
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг...
Это был понятный, «родной» язык поэзии. И чудесным образом из стихотворения Блока ринулись лучи, осветив всю беседу, приоткрыв смысл притчи и рассказа о стяжании благодати.
Напомню, что эпиграфом к своему воспоминанию, матушка Софрония поставила слова из Ветхозаветной 3-й Книги Царств о веянии тихого ветра, веянии после огня.
Наш Господь — именно в нём, в этом тихом ветре, в этом «хладе тонком».
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.
24 апреля. О грехе лжесвидетельства
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда».
О грехе лжесвидетельства, — протоиерей Александр Щерба̜шин.
24 апреля. О святости Священномученика Антипы Пергамского
Сегодня 24 апреля. День памяти Священномученика Антипы Пергамского.
О его святости, — священник Августин Соколовски.