И к вздрагиванъям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи...
Если бы не эти строки Александра Блока, прочитанные отцом Антонием в день моего первого прихода в церковь, моя «дорога к храму» была бы намного длиннее. Я пришла в храм села Ермолино в 1988 году в октябре, в день Иоанна Богослова. Молебен казался слишком долгим, слова молитв — непонятными, но в храме чувствовалась какая-то необычная теплота и наполненность чем-то странным, таким же непонятным... Священник в тот момент читал проповедь о любимом ученике Христовом, о любви. И хотя душа откликнулась и на слова молитв, и на проповедь, но ум всё же недоумевал: при чём здесь любовь? Эти понятия — церковь и любовь — казались несовместимыми...
Из автобиографического вступления монахини Софронии (Алексеевой) к своей беседе с духовником Воскресенского монастыря Ермолинской пустыни, игуменом Антонием (Логиновым) — нам читала Елена Топникова.
Этот текст, сама беседа и другие «разговоры на заданную тему», — а также стихотворные подборки и очерки составили собранную матушкой Софронией книгу под названием «Отблески рая». В ней бывший филолог, а ныне монахиня — пытается осмыслить значение и роль духовной темы в русской поэзии XIX — XXI века в жизни современного человека. И начинает с себя.
Этот шаг мне понятен. ...Быть может, не будь в моей жизни встречи с русской классической поэзией, с поэтическим «самиздатом» в студенческие годы — и моя дорога к храму тоже была бы более долгой. И, может, даже, я и не вел бы нынче на Радио Вера программу «Рифмы жизни», где читаю стихи русских поэтов...
К составленному монахиней Софронией (Алексеевой) сборнику стихотворений, эссе и бесед «Отблески рая» игумен Антоний написал предисловие — «Дух дышит, где хочет». В нем он призывает читателя книги — вослед составителю — вглядеться в «быть может, ранее не обнаруженные грани творчества выдающихся поэтов, грани, освященные матушкой Софронией». В разделе «Рифма, обращённая к Богу» здесь собраны стихи Ивана Козлова и Юлии Жадовской, Марии Петровых и монахини Марии (Скобцовой), Иосифа Бродского и Марины Цветаевой, других поэтов.
...И мне, повторю, очень дорог автобиографический этюд составившей эту книгу монахини, когда-то бывшей филологом и продолжающей оставаться сочувственным читателем своих поэтов. Это её воспоминание — как некий духовный мостик.
После службы была беседа с отцом Антонием, и в ней опять многое было непонятным, представлялось оторванным от реального привычного существования. Батюшка говорил о смысле христианской жизни — стяжании Духа Святаго, о Серафиме Саровском. Рассказывал он о Царстве Небесном, о купце, который, «нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». Я жадно слушала, но... не слышала, слова, можно сказать, отталкивались от сознания. И вдруг отец Антоний прочитал:
Всё на земле умрёт — и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг.
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг...
Это был понятный, «родной» язык поэзии. И чудесным образом из стихотворения Блока ринулись лучи, осветив всю беседу, приоткрыв смысл притчи и рассказа о стяжании благодати.
Напомню, что эпиграфом к своему воспоминанию, матушка Софрония поставила слова из Ветхозаветной 3-й Книги Царств о веянии тихого ветра, веянии после огня.
Наш Господь — именно в нём, в этом тихом ветре, в этом «хладе тонком».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер