Сегодня в любой антологии произведений, посвящённых Рождеству Христову, читатель легко отыщет стихотворный этюд Саши Чёрного «Рождественское», впервые опубликованный в журнале «Зелёная палочка», в 1920-м году в Париже.
Эти светлые стихи знают и любят многие из нас, и читают в рождественские дни своим детям. Помните их трогательный зачин:
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос...
«Рождественское» нередко звучит на радио в хорошем актёрском исполнении, — и я, пожалуй, прочитаю вам сегодня другие, печально-горькие, — но и очищающие (и как-то особо пробуждающие душу в наши тревожные дни) стихи Саши Черного — тех же самых двадцатых годов.
Стихотворение «Легенда» напечатано весной 1921-го года берлинской газетой «Голос России»:
Это было на Пасху, на самом рассвете:
Над окопами таял туман.
Сквозь бойницы чернели колючие сети,
И качался засохший бурьян.
Воробьи распевали вдоль насыпи лихо.
Жирным смрадом курился откос...
Между нами и ими печально и тихо
Проходил одинокий Христос.
Но никто не узнал, не поверил виденью:
С криком вскинулись стаи ворон,
Злые пули дождем над святою мишенью
Засвистали с обеих сторон...
Саша Черный, из стихотворения «Легенда», 1921-й год
«Легенда» вошла в третий том стихотворений Саши Чёрного, вышедший в Берлине и знаменательно озаглавленный «Жажда».
«...Перечитывая теперь эту грустную книгу, — писал Корней Чуковский (много сделавший для возвращения стихов Саши Черного к отечественному читателю), — я не мог отвязаться от мысли, что вряд ли в русской зарубежной литературе тех давних времен был хоть один поэт, который с такой лирической силой выразил бы мучительное чувство эмигрантского сиротства на чужбине. <...> Нам, знавшим его „Сатиры“ 1908 — 1912 годов, даже как-то странно читать, в каком поэтическом ореоле встали перед ним те самые люди, пейзажи и вещи, к которым, судя по его старым стихам, он относился в лучшем случае с иронией...» (конец цитаты)
На прощанье — пронзительные восемь строк из того же третьего тома, из «Жажды» (то есть жажды вернуться на родину). Христос тут не назван по имени, но посмотрите, с каким оборотом поэт сопрягает личность не понятого людьми и осуждённого на смерть Спасителя: «...Это всё, что мы здесь сберегли...»:
Прокуроров было слишком много!
Кто грехов Твоих не осуждал?..
А теперь, когда темна дорога,
И гудит-ревет девятый вал,
О Тебе, волнуясь, вспоминаем, —
Это все, что здесь мы сберегли...
И встает былое светлым раем,
Словно детство в солнечной пыли...
Саша Чёрный, из книги «Жажда», 1923-й год
Отраженный эффект. Наталия Лангаммер
Недавно обнаружила в себе такое детское, строптивое восприятие заповедей Божьих. Словно, папа запрещает делать что-то, что приятно и хочется. И я не про объедение тортами.
Так я воспринимала запрет осуждать других. Все объяснения, что нельзя себе присваивать право Бога судить, что мы все равно ошибаемся в своих рассуждениях о других, они важные, но касались только моего ума.
Вот этого «возненавидь грех» в душе не было. Даже когда другие люди сторонились обсуждений с оценками людей, мне казалось, они какие-то неискренние. Ну как можно не иметь свою точку зрения относительно поведения кого-то из знакомых. Тем более, если он совершил вопиющий поступок!
И вот здесь я и отловила свою ошибку. Осуждая, судя других, я мучаю свою душу. Смотрите, какая тут схема.
Осуждая, я приписываю другим свою мотивацию. И чем темнее моя душа, тем чернее выглядят и души окружающих. Если предположить, что для меня норма ложь, то мне будет казаться, что это — норма и для окружающих. Если для меня норма — говорить пакости о людях за спиной, то я буду думать, что и другие обо мне говорят плохо за спиной. Если для меня норма в своем суде быть беспощадной, то и от других я жду такого же отношения к себе.
Как страшно! Человек с темным оком весь мир видит темным! Вот о чем говорил Господь.
И выход, как обычно, один — молитва. И прошение Господа очистить мою душу. Ведь если око мое светло, то и тело светло. И мир светлый, и от меня свет Божий передастся другим.
А вкусность процесса осуждения — это сладкий яд. Но все это понимается только тогда, когда Господь приходит в душу, все в ней чистит и белит. Вот такую ловушку я обнаружила на духовном пути. Станем трезветь и молиться. Без этого никак.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 сентября. Об искреннем призывании Бога
В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа одному юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Об искреннем призывании Бога, — епископ Черняховский и Славский Николай.
15 сентября. О Христе Спасителе
В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Христос умер за грехи наши, по Писанию».
О Христе Спасителе, — иеромонах Назарий Рыпин.