Подчас от людей, которые занимаются наукой, можно слышать мнение, что чудеса в Православной Церкви — вещь недоказуемая. Ну какие еще чудеса?! — восклицают они. — Это все выдумки! Но есть в Православной Церкви такие реликвии, которые только чудесными и можно назвать. Причем, даже с точки зрения светской науки.
Чтобы увидеть одно из таких чудес, нужно приехать на греческий остров Корфу или, как его называют греки, Керкира. Там в течение веков хранятся мощи святого Спиридона Тримифунтского.
Святой Спиридон жил в четвертом веке на острове Кипр и еще в течение жизни прославился многочисленными чудесами. Долгое время он являлся епископом города Тримифунта, а после смерти супруги (тогда епископам еще можно было находиться в браке) начал скитаться по острову, то тут, то там совершая различные чудеса. По молитвам святого Спиридона происходили исцеления от разных болезней. Случалось и такое, что он воскрешал умерших.
Когда святой Спиридон скончался, его тело отказалось поддаваться обычному для всех людей тлению. Сначала тело святого хранилось на Кипре, потом было перевезено в Константинополь. После того, как столица Византии пала под ударом турецкой армии, мощи Спиридона были перевезены на Корфу, где и хранятся до сих пор.
Многие чудеса святого официально задокументированы. Тем не менее, современному человеку бывает трудно в них поверить. Обычно скепсис по отношению к чудесам святого Спиридона исчезает, когда подходишь к его раке, то есть драгоценному ковчегу с его мощами. В этот момент каждый имеет возможность встретиться со святым Спиридоном лицом к лицу.
Дело в том, что мощи святого не закрыты пеленой и потому имеется возможность хорошо рассмотреть его лицо. Оно очень хорошо сохранилось. Черты святого являются совершенно узнаваемыми, прекрасно сохранились его волосы и зубы. Кожа, хотя немного сморщилась и потемнела, тем не менее, сохранила свою форму. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру — 36,6 градусов, как у здорового живого человека.
Есть еще один удивительный факт. Тело святого одето в епископское облачение. Его, это облачение, хранителям мощей приходится менять раз в полгода, потому что оно... снашивается. Снашиваются и сапожки, в которые святой обут. Как будто святитель Спиридон не лежит в раке, а постоянно ходит. Жители Корфу прямо утверждают, что и после смерти святой не оставил обычай путешествовать, а потому постоянно ходит по острову и помогает тем, кому это нужно. Сношенную одежду святого Спиридона священники разрезают на мелкие кусочки и как реликвию раздают паломникам.
Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира. Греческая Церковь им в этом не препятствовала. Однако изучив мощи святого, ученые лишь развели руками. Иного объяснения, кроме чуда, они дать не смогли.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия