Рождение Самуила — будущего пророка и последнего судьи Израиля — описано в Библии весьма подробно. История его семьи, отца Елканы и матери Анны по стилю напоминает описание жизни ветхозаветных патриархов. Анна многие годы была бесплодной, сильно из-за этого страдала, долго вымаливала сына, и неудивительно, что после рождения долгожданного первенца решила посвятить его Господу. Приведя сына в Силом, она оставила его на воспитание священнику Илию.
В Священном Писании представлена удивительная по красоте и глубине молитва Анны, в которой она благодарит Бога за дарование ей сына: «И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоём». Эта молитва имеет много общего c молитвой Божией Матери: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды».
Подробно описано и призвание Самуила, когда он был ещё отроком: однажды ночью Самуил услышал, что кто-то зовёт его, но поскольку не имел опыта богообщения, то не понимал, что происходит. Мальчик прибежал к Илию, подумав, что тот звал его, но оказалось, что он ошибся. Так повторилось ещё раз, и тогда Илий догадался: это Господь зовёт отрока, и научил его, что делать. Призвание Самуила произошло во время духовного оскудения и всеобщего отступления народа Божия от завета. Бог открыл Самуилу, что он накажет и самого Илию с сыновьями, поскольку те вели недостойную жизнь, а Или́й, зная об этом, не останавливал их.
Пророк и судья Самуил занимает выдающееся положение среди судей Израилевых. Как и другие судьи, он вёл войны с врагами — филистимлянами и амаликитянами. Главным врагом оставались филистимляне, но благодаря мудрому правлению Самуила израильтянам удалось усмирить их.
Если судьи Гедеон, Иеффай и Самсон прежде всего вожди-освободители, то Самуил — судья, человек Божий, прозорливец. Ему удалось искоренить идолопоклонство и восстановить почитание истинного Бога. Народ любил Самуила и доверял ему. Когда пророк состарился, израильтяне, не видя в его сыновьях достойных преемников, стали просить его, чтобы он поставил им царя: «Пусть и мы будем как прочие народы». Самуилу, воспитанному в традициях теократии, просьба народа не понравилась, но Господь сказал ему: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» — и повелел ему исполнить желание народа.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема