Одним из символов Самары смело можно назвать трамвай – как сто лет назад он звенел на городских улицах, так и сейчас вольготно рассекает пространство в самой середине проезжей части! Наверное, в конце девятнадцатого века горожане не поверили бы, что судьба железной колесницы сложится настолько успешно – конно-железную дорогу, появившуюся в городе за несколько лет до электрической, самарцы поначалу просто восприняли в штыки. Когда от Старого собора (сегодня это Хлебная площадь) до Молоканского сада (на углу современного проспекта Ленина и улицы Первомайской) протянулись рельсы, то первые конные трамваи ходили по ним пустыми – люди опасались диковинного новшества.
Чтобы привлечь пассажиров, на конке несколько дней возили солдат – их довольный вид должен был убедить горожан, что кататься на чудо-пово́зке вовсе не страшно. Также городские власти объявили лотерею по трамвайным билетам, в которых определенное сочетание цифр сулило выигрыш в десять, и даже в двадцать рублей. Билет, для сравнения, стоил пять копеек за проезд внутри вагона, и три копейки на открытой площадке.
Вскоре конка стала популярной и начала приносить доход. Вот только не городской казне, а бельгийскому акционерному обществу, которое ее создало. По контракту, в собственность города конно-железная дорога должна была перейти только через пятьдесят лет. Поэтому, когда появилась перспектива заменить конку электрическим трамваем, перед властями встала дилемма. С одной стороны светила возможность окупить затраты через полвека, а с другой – хотелось воспользоваться преимуществами электротранспорт
В Самарской думе в течение нескольких лет разворачивались настоящие баталии между защитниками конки и сторонниками электрического транспорта. Прогресс победил! При городской управе была создана трамвайная комиссия, которую возглавил столичный инженер Павел Суткевич. Среди горожан был объявлен займ на создание электрических путей. Строительные работы не смогла остановить даже первая мировая война, 25 февраля 1915 года состоялась праздничная церемония открытия Самарского трамвая. После молебна пять вагонов торжественно курсировали между Алексеевской площадью (сейчас она носит имя Революции) и трамвайным парком. В первом ехали священники и кропили путь святой водой. Вел этот вагон сам инженер Суткевич.
С тех пор невероятно много изменилось в городской жизни, но трамвай по-прежнему востребован самарцами. Транспорт, который можно назвать старинным, не отстает от времени – так, недавно на линию вышел первый вагон со встроенной системой Вай-фай. Прислушайтесь, о чем звенит самарский трамвай? О том, что жизнь продолжается!
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.