Саккос, в переводе с греческого - рубище, вретище. Так называют принадлежность богослужебной одежды архиереев - священнослужителей высшей степени церковной иерархии.
Саккос выглядит как длинная просторная рубаха, обычно не сшитая по бокам, с широкими короткими рукавами. Он знаменует собой рубище, в которое облекли Христа перед Распятием. Саккос имеет 33 пуговицы – по 16 на боковых разрезах и одну у ворота, что напоминает о числе лет, прожитых Иисусом на земле. Также это облачение бывает украшено бубенцами-звонцами, подобными тем, что были на одежде ветхозаветных первосвященников. Звонцы своим звоном символизируют, что архиерей возвещает слово Божие.
Первоначально саккосы жаловались византийскими императорами Константинопольским патриархам. Их одевали лишь трижды в год – на Пасху, Троицу и Рождество Христово. Затем эта деталь облачения получила более широкое распространение. В России саккос известен с начала пятнадцатого века, когда киевский митрополит Фотий привез его из Греции. Атласный саккос митрополита Фотия, расшитый золотом, шелком и жемчугом, хранится в Оружейной палате Московского кремля.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых