Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 1-8

01 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

02 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

03 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

04 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

05 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

06 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

07 И отвечали: не знаем откуда.

08 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодняшний евангельский отрывок продолжает собой историю изгнания торгующих из храма. Именно с этим событием толкователи связывают вопрос первосвященников и книжников со старейшинами. Они не интересовались происхождением Христовой силы творить чудеса, их беспокоили Его действия в храме, так как этими действиями Он нарушал установленный первосвященниками порядок. Весь этот восточный базар с криками торгующих, со множеством жертвенных животных, с гомоном совершающих обмен одной древней валюты на другую, все это было санкционировано первосвященниками, для которых наблюдение за порядком было одной из важнейших обязанностей, но которую они в угоду каким-то своим личным интересам исказили и совершенно забросили. И вдруг находится Тот, Кто сделал это вместо них. Тот, Кто вторгся в область их интересов. Одно дело — субботние чудеса исцеления, совсем другое — сугубо физическое действие, без всякого вмешательства свыше, действие простой мускульной силы, такое, каким было изгнание торгующих. Спросить об этом Христа было просто. Но не просто было получить Его ответ. Мы помним, что Христос Спаситель охотно вступает в беседу с женщиной-самарянкой и колодца Иакова, Он отвечает на все ее вопросы без всяких условий. Попутно Христос обличает ее в грехе, но не судит за грех. Он говорит с грешницей и даёт ей ответы. Но Он не даёт ответов тем, кто был праведен перед законом, тем, кто не менял жён, не убивал, всеми своими силами старался исполнять закон так, как был научен предшествующими поколениями. Мы понимаем, что несмотря на совершённые грехи, та самарянка хотела получить ответ не для того, чтобы в чем-то уловить Христа. Она впитывала Его слова всем своим существом. Она не думала спорить с ним. Единственным мотивом ее вопросов была жажда знания и правды. Здесь же совсем иное: вопросы вызваны не желанием узнать новое, а стремлением подловить и затем осудить. Христос — Воплощённая заповедь. В тех Его речах, которые принято называть заповедями, нет слов о принципах ведения дискуссии. Но это не значит, что Евангелие не учит и этому. Сегодняшний отрывок как раз про умение говорить. В частности, говорить о христианских истинах. Святитель Иоанн Златоуст называет услышанный нами диалог Христа с Его оппонентами «правилом от Господа». Правилом, которое указывает, что «должно не на все вопросы еретиков давать ответы». Под еретиками же он подразумевает тех, кто спрашивает не из желания узнать истину, а исключительно из стремления поспорить и, по возможности, переубедить. Святитель Иоанн говорит, что нам не стоит смущаться тогда, когда у нас по-видимому, нет чётких и внятных ответов, тогда, когда наша аргументация страдает, потому «что бывают различные роды познания».

Сегодняшний евангельский отрывок продолжает собой историю изгнания торгующих из храма. Именно с этим событием толкователи связывают вопрос первосвященников и книжников со старейшинами. Они не интересовались происхождением Христовой силы творить чудеса, их беспокоили Его действия в храме, так как этими действиями Он нарушал установленный первосвященниками порядок. Весь этот восточный базар с криками торгующих, со множеством жертвенных животных, с гомоном совершающих обмен одной древней валюты на другую, все это было санкционировано первосвященниками, для которых наблюдение за порядком было одной из важнейших обязанностей, но которую они в угоду каким-то своим личным интересам исказили и совершенно забросили. И вдруг находится Тот, Кто сделал это вместо них. Тот, Кто вторгся в область их интересов. Одно дело — субботние чудеса исцеления, совсем другое — сугубо физическое действие, без всякого вмешательства свыше, действие простой мускульной силы, такое, каким было изгнание торгующих. Спросить об этом Христа было просто. Но не просто было получить Его ответ. Мы помним, что Христос Спаситель охотно вступает в беседу с женщиной-самарянкой и колодца Иакова, Он отвечает на все ее вопросы без всяких условий. Попутно Христос обличает ее в грехе, но не судит за грех. Он говорит с грешницей и даёт ей ответы. Но Он не даёт ответов тем, кто был праведен перед законом, тем, кто не менял жён, не убивал, всеми своими силами старался исполнять закон так, как был научен предшествующими поколениями. Мы понимаем, что несмотря на совершённые грехи, та самарянка хотела получить ответ не для того, чтобы в чем-то уловить Христа. Она впитывала Его слова всем своим существом. Она не думала спорить с ним. Единственным мотивом ее вопросов была жажда знания и правды. Здесь же совсем иное: вопросы вызваны не желанием узнать новое, а стремлением подловить и затем осудить. Христос — Воплощённая заповедь. В тех Его речах, которые принято называть заповедями, нет слов о принципах ведения дискуссии. Но это не значит, что Евангелие не учит и этому. Сегодняшний отрывок как раз про умение говорить. В частности, говорить о христианских истинах. Святитель Иоанн Златоуст называет услышанный нами диалог Христа с Его оппонентами «правилом от Господа». Правилом, которое указывает, что «должно не на все вопросы еретиков давать ответы». Под еретиками же он подразумевает тех, кто спрашивает не из желания узнать истину, а исключительно из стремления поспорить и, по возможности, переубедить. Святитель Иоанн говорит, что нам не стоит смущаться тогда, когда у нас по-видимому, нет чётких и внятных ответов, тогда, когда наша аргументация страдает, потому «что бывают различные роды познания».

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

This website uses cookies.