Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22 (о. Дмитрий Барицкий)

207Мф., 94 зач., XXIII, 13-22 (о. Дмитрий Барицкий)

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами один из самых грозных отрывков во всем Евангелии. В нем Господь обличает религиозных лидеров еврейского народа, книжников, то есть ученых-богословов, и фарисеев, хранителей обрядовой традиции и древних преданий. Все обличения Спасителя можно свести к одному пункту — они лицемеры. Христос настойчиво повторяет это слово несколько раз. В греческом языке, который считается оригинальным языком Евангелия, это слово очень часто указывает на актера, который носит маску и исполняет определенную роль. Он прикидывается, скрывает свои подлинные чувства, говорит и делает одно, однако на уме и на сердце у него совсем другое. Именно такими актерами, только в религиозной жизни, и были, со слов Спасителя, духовные руководители евреев. Они тщательно исполняли ритуальные постановления, были безупречны в своем поведении, но в их сердцах жила сварливость, зависть, надменность и не любовь к людям. Собственно, в том отрывке, который мы только что услышали, приводится достаточно примеров подобного двуличия. Все это привело к закономерно печальному результату: иудеи распяли того, кого ждали — своего собственного Мессию.

Подобный контраст между формой и содержанием всегда возмущает. Ведь фальшь чувствуется за версту. Как можно спокойно относиться к врачу-цинику, солдату-предателю, учителю-детоненавистнику, народному избраннику-вору и т.д. А что говорить, когда речь идет о таком высоком служении, как служение Богу! Единственные чувства, которые возникают при встрече с подобными людьми — негодование, гнев, требование справедливого возмездия. И в этом смысле в грозных словах Христа привлекает внимание одна деталь.

Слово, которое переведено на русский язык как «горе» и которое Христос повторяет здесь четыре раза, в греческом языке содержит в себе не только оттенок справедливого гнева, но и печаль. В этом слове чувствуется не проклятие, не злоба, не обида, не призыв к холодной и равнодушной справедливости, а боль и терзания любящего сердца. Это страдание отца о своем заблудшем ребенке.

Для всех тех, кто желает следовать путем Христа, это очень примечательный момент. Если мы хотим обвинить по-христиански, наш гнев не может выливаться в яростный приговор. Ведь в этом случае мы рискуем в чем-то уподобиться тем самым лицемерам, которые обличая и наставляя на праведный путь, на самом деле оставались равнодушны к судьбе человека. Всякое наше самое справедливое и уместное негодование должно быть разбавлено заботой и любовью о человеке. Ведь именно потому, что отец готов отдать жизнь за свое дитя, никто не осудит, когда он его наказывает. Именно поэтому и Господь обличает Своих соплеменников. Это Его горячо любимые родные. Его народ. Его дети. Он пришел в первую очередь для них, и в том числе и за них пошел на крест. А потому если нет в нас намека на подобные чувства к тем, кто обижает нас лично, то лучше остановиться, промолчать и помянуть их своих молитвах. Ведь именно от того, насколько мы способны сделать этот шаг, зависит цена нашего христианства.

Мф., 94 зач., XXIII, 13-22 (о. Дмитрий Барицкий)

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами один из самых грозных отрывков во всем Евангелии. В нем Господь обличает религиозных лидеров еврейского народа, книжников, то есть ученых-богословов, и фарисеев, хранителей обрядовой традиции и древних преданий. Все обличения Спасителя можно свести к одному пункту — они лицемеры. Христос настойчиво повторяет это слово несколько раз. В греческом языке, который считается оригинальным языком Евангелия, это слово очень часто указывает на актера, который носит маску и исполняет определенную роль. Он прикидывается, скрывает свои подлинные чувства, говорит и делает одно, однако на уме и на сердце у него совсем другое. Именно такими актерами, только в религиозной жизни, и были, со слов Спасителя, духовные руководители евреев. Они тщательно исполняли ритуальные постановления, были безупречны в своем поведении, но в их сердцах жила сварливость, зависть, надменность и не любовь к людям. Собственно, в том отрывке, который мы только что услышали, приводится достаточно примеров подобного двуличия. Все это привело к закономерно печальному результату: иудеи распяли того, кого ждали — своего собственного Мессию.

Подобный контраст между формой и содержанием всегда возмущает. Ведь фальшь чувствуется за версту. Как можно спокойно относиться к врачу-цинику, солдату-предателю, учителю-детоненавистнику, народному избраннику-вору и т.д. А что говорить, когда речь идет о таком высоком служении, как служение Богу! Единственные чувства, которые возникают при встрече с подобными людьми — негодование, гнев, требование справедливого возмездия. И в этом смысле в грозных словах Христа привлекает внимание одна деталь.

Слово, которое переведено на русский язык как «горе» и которое Христос повторяет здесь четыре раза, в греческом языке содержит в себе не только оттенок справедливого гнева, но и печаль. В этом слове чувствуется не проклятие, не злоба, не обида, не призыв к холодной и равнодушной справедливости, а боль и терзания любящего сердца. Это страдание отца о своем заблудшем ребенке.

Для всех тех, кто желает следовать путем Христа, это очень примечательный момент. Если мы хотим обвинить по-христиански, наш гнев не может выливаться в яростный приговор. Ведь в этом случае мы рискуем в чем-то уподобиться тем самым лицемерам, которые обличая и наставляя на праведный путь, на самом деле оставались равнодушны к судьбе человека. Всякое наше самое справедливое и уместное негодование должно быть разбавлено заботой и любовью о человеке. Ведь именно потому, что отец готов отдать жизнь за свое дитя, никто не осудит, когда он его наказывает. Именно поэтому и Господь обличает Своих соплеменников. Это Его горячо любимые родные. Его народ. Его дети. Он пришел в первую очередь для них, и в том числе и за них пошел на крест. А потому если нет в нас намека на подобные чувства к тем, кто обижает нас лично, то лучше остановиться, промолчать и помянуть их своих молитвах. Ведь именно от того, насколько мы способны сделать этот шаг, зависит цена нашего христианства.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.