Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения сформулировал основную тональность разговоров советского и постсоветского человека. И знаете, каким словом он описал эту тональность? «Литания». Это по-научному. А если простым языком — то это называется «нытьё», или словесное соревнование в собственной несчастности.

Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 2-й главы книги Исход — и мы сможем узнать, как, оказывается, можно поступать в совершенно тупиковой ситуации — вместо того, чтобы впасть в столь любимое состояние «ноющей жертвы».

Глава 2.

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Сегодняшнее чтение из книги Исход побуждает задуматься вот о чём. В ситуации полной неизбежности — с житейской точки зрения — смерти замечательного младенца, его родителям оставалось, в общем-то, два выхода. Первый — разумный — по принципу «если не можешь изменить обстоятельства — измени своё отношение к ним». То есть — просто смириться с тем, что их сын будет убит, также, как и сотни других новорождённых еврейских мальчиков. Второй выход — не рациональный, но уже требовавший иной переустановки сознания с включением в него веры: отпустить ситуацию в прямом смысле в руки Божии — но со своей, человеческой стороны, найти хотя бы саму маленькую щёлочку возможности какой-то надежды — пусть и самой слабой. И мы слышали, как в эту невероятную «щелочку» вдруг просачивается мощный луч надежды — и обречённый умереть младенец вдруг становится приёмным сыном в семье фараона.

Как же важно нам в самой сложной, самой тупиковой ситуации научиться не впадать в позицию «жертвы» — с бесконечным «нытьём» и «соревнование в «нищасности» — а с верой искать любую даже самую микроскопическую возможность, самую незаметную трещинку — чтобы через неё суметь «положить в просмолённую корзинку» нашу беду — и с молитвой отправить её в руки Божии! Кто знает, возможно, если бы у нас было хотя бы чуть-чуть больше именно такой веры и доверия Богу — мы бы не оказались в первых рядах «жалобщиков» на свою жалкую жизнь — а свидетельствовали перед всем миром о том, что Бог — близ есть, и Ему любая проблема — по плечу!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения сформулировал основную тональность разговоров советского и постсоветского человека. И знаете, каким словом он описал эту тональность? «Литания». Это по-научному. А если простым языком — то это называется «нытьё», или словесное соревнование в собственной несчастности.

Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 2-й главы книги Исход — и мы сможем узнать, как, оказывается, можно поступать в совершенно тупиковой ситуации — вместо того, чтобы впасть в столь любимое состояние «ноющей жертвы».

Глава 2.

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Сегодняшнее чтение из книги Исход побуждает задуматься вот о чём. В ситуации полной неизбежности — с житейской точки зрения — смерти замечательного младенца, его родителям оставалось, в общем-то, два выхода. Первый — разумный — по принципу «если не можешь изменить обстоятельства — измени своё отношение к ним». То есть — просто смириться с тем, что их сын будет убит, также, как и сотни других новорождённых еврейских мальчиков. Второй выход — не рациональный, но уже требовавший иной переустановки сознания с включением в него веры: отпустить ситуацию в прямом смысле в руки Божии — но со своей, человеческой стороны, найти хотя бы саму маленькую щёлочку возможности какой-то надежды — пусть и самой слабой. И мы слышали, как в эту невероятную «щелочку» вдруг просачивается мощный луч надежды — и обречённый умереть младенец вдруг становится приёмным сыном в семье фараона.

Как же важно нам в самой сложной, самой тупиковой ситуации научиться не впадать в позицию «жертвы» — с бесконечным «нытьём» и «соревнование в «нищасности» — а с верой искать любую даже самую микроскопическую возможность, самую незаметную трещинку — чтобы через неё суметь «положить в просмолённую корзинку» нашу беду — и с молитвой отправить её в руки Божии! Кто знает, возможно, если бы у нас было хотя бы чуть-чуть больше именно такой веры и доверия Богу — мы бы не оказались в первых рядах «жалобщиков» на свою жалкую жизнь — а свидетельствовали перед всем миром о том, что Бог — близ есть, и Ему любая проблема — по плечу!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

This website uses cookies.