Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28 (о. Дмитрий Барицкий)

Mosaics_Portable_MG_7387-6Мф., 95 зач., XXIII, 23-28 (о. Дмитрий Барицкий)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, Христос обращается к религиозным лидерам еврейского народа со словами обличения. Господь обвиняет их в лицемерии, то есть несоответствии между их внешним поведением и теми настроениями, которыми преисполнены их ум и сердце. И в подтверждение этому Он приводит пример того, как фарисеи исполняют религиозный закон.

В соответствии с ним, абсолютно каждый человек в еврейском народе должен был отдавать десятую часть своего урожая на нужды храма и содержание его служителей. Простые люди выделяли для этих целей наиболее распространенные виды злаков и овощей, например, пшеницу, ячмень, огурцы, лук, чего было вполне достаточно. Однако фарисеи были так дотошны и скрупулезны в своем следовании букве закона, что отделяли десятую даже от урожая мята, аниса и тмина. То есть растений, которые выращивались в мизерном количестве, и использовались в хозяйстве в качестве приправ. Однако, внимание даже к таким мелочам при исполнении религиозного закона не мешало им быть черствыми и надменными по отношению к простым людям. То есть совершенно игнорировать главную заповедь, которую дал Бог людям в Своем законе. Поэтому и сравнивает их Господь с начищенными до блеска чашами и красивыми гробницами. Внешне они привлекательны, а внутри полня всякой грязи, нечистоты и мертвечины.

Чтобы подчеркнуть этот контраст между внешним поведением и духовным состоянием фарисеев, Христос сравнивает их с человеком, который оцеживает комара, но при этом съедает верблюда. Дело в том, что и комар, и верблюд в иудейской традиции считались нечистыми. Многие ревнители закона, перед тем как выпить воды или вина, процеживали жидкость через марлю. Делалось это для того, чтобы случайно не проглотить комарика. Это явная ирония. Ведь тщательно предохраняя себя от мелкого насекомого, которое могло его осквернить, он своим отношениям к людям осквернялся так, как если бы съедал целого верблюда.

Действительно, ситуация анекдотичная. И можно было бы смеяться, если бы не тот печальный факт, что обличения Спасителя остаются актуальными до сих пор. Современное воплощение этого фарисейского духа в христианском обличии замечательно изобразил Салтыков-Щедрин. Его Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» женщина в высшей степени религиозная. Он старается соблюдать все церковные ритуалы, а слова «Бог» и «семья» не сходят с ее языка. Тем не менее, это не мешает ей быть тираном, который пьет кровь своих домочадцев. То противоречие между внешним и внутренним, на которое указывает Господь в Евангелии, здесь ощущается в разы сильнее. Не только потому, что это художественное произведение и, по сути, гротеск. Но и потому, что госпожа Головлева не член фарисейской партии. Формально она христианка.

Точно так и в нашем случае. Как только мы делаем акцент на исполнении внешнего и при этом забываем о существенном, наше христианство выворачивается наизнанку. Оно начинает смердеть и от него делается дурно всем окружающим. Поэтому и говорит нам Христос: внешнее соблюдайте, но в первую очередь не забывайте о справедливости и милости ко всякому человеку. Именно в этом необходимо преуспевать, а все остальное, если это необходимо, приложится.

Мф., 95 зач., XXIII, 23-28 (о. Дмитрий Барицкий)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, Христос обращается к религиозным лидерам еврейского народа со словами обличения. Господь обвиняет их в лицемерии, то есть несоответствии между их внешним поведением и теми настроениями, которыми преисполнены их ум и сердце. И в подтверждение этому Он приводит пример того, как фарисеи исполняют религиозный закон.

В соответствии с ним, абсолютно каждый человек в еврейском народе должен был отдавать десятую часть своего урожая на нужды храма и содержание его служителей. Простые люди выделяли для этих целей наиболее распространенные виды злаков и овощей, например, пшеницу, ячмень, огурцы, лук, чего было вполне достаточно. Однако фарисеи были так дотошны и скрупулезны в своем следовании букве закона, что отделяли десятую даже от урожая мята, аниса и тмина. То есть растений, которые выращивались в мизерном количестве, и использовались в хозяйстве в качестве приправ. Однако, внимание даже к таким мелочам при исполнении религиозного закона не мешало им быть черствыми и надменными по отношению к простым людям. То есть совершенно игнорировать главную заповедь, которую дал Бог людям в Своем законе. Поэтому и сравнивает их Господь с начищенными до блеска чашами и красивыми гробницами. Внешне они привлекательны, а внутри полня всякой грязи, нечистоты и мертвечины.

Чтобы подчеркнуть этот контраст между внешним поведением и духовным состоянием фарисеев, Христос сравнивает их с человеком, который оцеживает комара, но при этом съедает верблюда. Дело в том, что и комар, и верблюд в иудейской традиции считались нечистыми. Многие ревнители закона, перед тем как выпить воды или вина, процеживали жидкость через марлю. Делалось это для того, чтобы случайно не проглотить комарика. Это явная ирония. Ведь тщательно предохраняя себя от мелкого насекомого, которое могло его осквернить, он своим отношениям к людям осквернялся так, как если бы съедал целого верблюда.

Действительно, ситуация анекдотичная. И можно было бы смеяться, если бы не тот печальный факт, что обличения Спасителя остаются актуальными до сих пор. Современное воплощение этого фарисейского духа в христианском обличии замечательно изобразил Салтыков-Щедрин. Его Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» женщина в высшей степени религиозная. Он старается соблюдать все церковные ритуалы, а слова «Бог» и «семья» не сходят с ее языка. Тем не менее, это не мешает ей быть тираном, который пьет кровь своих домочадцев. То противоречие между внешним и внутренним, на которое указывает Господь в Евангелии, здесь ощущается в разы сильнее. Не только потому, что это художественное произведение и, по сути, гротеск. Но и потому, что госпожа Головлева не член фарисейской партии. Формально она христианка.

Точно так и в нашем случае. Как только мы делаем акцент на исполнении внешнего и при этом забываем о существенном, наше христианство выворачивается наизнанку. Оно начинает смердеть и от него делается дурно всем окружающим. Поэтому и говорит нам Христос: внешнее соблюдайте, но в первую очередь не забывайте о справедливости и милости ко всякому человеку. Именно в этом необходимо преуспевать, а все остальное, если это необходимо, приложится.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.