27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение является частью эсхатологической речи Христа, то есть речи, в которой Он говорит о последних временах, говорит о том, какими они будут, о том, как нам ожидать их наступления.
В первую очередь важно понять что приход в Бога в мир означает проверку этого самого мира на прочность, проверку его смыслов, его ценностей, всего того что, он полагает в основание своей жизни. Мир заявляет о себе как о чём-то прочным, о чём таком на что можно опереться в перед лицом смерти и возникающей за этим бессмыслицы бытия. Но является ли он таковым на самом деле? Можем ли мы на него рассчитывать? Иными словами, приход Бога в мир означает выявление правды о нем. Раскрытие его подлинной сущности.
В сегодняшнем чтении Христос предлагает нам посмотреть на ожидание Бога как на ожидании хозяина, то есть того, кто придёт и оценит нашу жизнь, скажет о ней правду, проверит ее на соответствие первоначальному замыслу. В наше время у большинства из нас нет хозяев, но если мы хотим представить себе, что имел ввиду Спаситель, можно представить себе ситуацию в которой невеста ждёт в гости жениха или, напротив, жених невесту. Очевидно, что в такой ситуации каждый желает показаться в лучшем свете. Как сегодня некоторые говорят: показаться лучшей версией себя. Мы понимаем какими должны быть и стараемся соответствовать.
Естественно, каждый понимает условность этой встречи и заранее принимает эту условность. Именно поэтому правила этикета предполагает что мы договариваемся о времени нашей встречи. Оно должно быть удобно для нас двоих, потому что мы должны к ней подготовиться, должны привести себя в порядок должны приготовить какое-то угощение. Стоит ли говорить о том, что человек может быть совершенно другим, когда он никого не ждёт? Думаю, это для всех очевидно.
В каком же случае мы являемся собой? Вероятно, в обоих... И все же, что для нас более естественно? Чистоплотны ли мы на самом деле? Щедры мы или только хотим показаться щедрыми?
Почему для людей бывает важно показать себя с лучшей стороны? Совсем не потому что они неискренни. Они может быть и сами мечтали бы быть именно такими, но на это не всегда хватает сил.
Соблюдает ли Бог наши правила приличия? Кажется нет, ведь Он не назначает нам времени встречи. Как-то это неправильно, скажет кто-то... И ведь действительно, в сегодняшнем чтении постоянно звучит одна и та же мысль: будьте бдительны, потому что вы не знаете, ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий придет. Но не жестоко ли это? Не гуманнее было ли предупредить нас незадолго, чтобы мы успели приготовиться и навести марафет... Внешне может показаться именно так, но на самом деле — это самое пагубное, что может быть. Все дело в том, что идя в гости мы сами, как и те, кто идет к нам, понимаем, что в реальности можем быть разными... далеко не всегда такими, какими являемся во время встречи. Но Бог не хочет, чтобы наше состояние во время встречи было показным, чтобы в реальности мы были бы одни, а перед Ним другими... Именно поэтому, от любви нам, от того, что Он желает, чтобы мы утвердились в самом лучшем для себя состоянии, чтобы сделали его своим... естественным для себя... Он призывает нас быть бдительными и ожидать Его всегда... В каждое мгновение своей жизни.