Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы только что слышали, имеет свою предысторию. Только что Иисус был в доме Закхея мытаря, где произнес: вот, теперь пришло спасение этому дому! Окружавшие, услышав эти слова, решили, что теперь Иисус отправится в Иерусалим и там объявит себя Мессией и Спасителем еврейского народа. И сегодняшняя притча — именно ответ Иисуса на эти предположения слушателей.

О чем же в притче идёт речь? С первого взгляда может показаться, что она вообще никак не связана с предыдущим контекстом. Но это не так. Перед нами — две сюжетных линии в притче, которые переплетаются. Первая — это отношения между неким «человеком высокого рода» и ненавидящими его подданными, которые предпринимают попытки любым способом избавиться от него. Всё это очень напоминает ситуацию с сыном Ирода Великого Архелаем, которого евреи недолюбливали и просили Рим отказать ему быть законным правителем. В историю с отъездом кандидата на царство вплетается повествование о заданиях, которые этот человек раздаёт своим рабам. Перед нами — рассудительный хозяин, который заботится, чтобы его богатство зря не простаивало во время его отсутствия. Он вручает рабам достаточно крупные суммы денег, рассчитывая получить прибыль по возвращении.

Заметим, что возвращается главный герой притчи уже в ином качестве. Теперь он — уже не просто «человек высокого рода», а царь, законный правитель, абсолютный монарх. Призванные к отчёту рабы рассказывают о своих успешных вложениях, кроме одного — который возвращает в целости и сохранности переданные ему деньги. На фоне значительной прибыли, которую принесли остальные рабы, он выглядит как вызов своему господину. Ключевая фраза в словах оправдания раба: «я тебя боялся! Поэтому и не стал рисковать, отдавая серебро купцам. На тебе твоё! Да, ты ничего не приобрёл — но это лучше, чем рисковать потерять!»

И дальше в притче — совершенно странный, ничем не объяснимый поворот. Эта злосчастная мина, полученная из рук ленивого и лукавого раба, почему-то оказывается в руках у самого успешного раба. Не у того, кто принёс одну или пять мин — а именно у того, кто получил максимальную прибыль. С точки зрения экономической целесообразности такой поступок вполне понятен: если этот человек столь удачно вкладывает деньги, то и эта мина принесёт гораздо больший доход, нежели чем у других.

Любая притча — это такой ребус, загадка, над разгадкой которого надо поломать голову. И самое непростое в этой притче — понять, кто же такие «успешные» рабы и «ленивый раб». Именно для этого нам и нужна была предыстория сегодняшней притчи.

Иудеи гордились тем, что именно им Бог вручил Откровение. Они осознавали свою главную миссию именно как «хранители» Божественных Писаний, в которых и были заключены самые главные истины. Мина, «завернутая в тряпочку» — изящный образ отношения иудеев к тому сокровищу, которое оказалось у них в руках. Вместо того, чтобы им жить, «пустить его в дело», сделать главным содержанием жизни — они все силы бросили на сохранение его в неприкосновенности. Крепко завернув в тряпочку. И вот, когда приходит Сын Божий, ожидая ответа — Ему всего лишь возвращают то, что некогда было получено.

Но кто же такие «успешные рабы»? И только теперь становится понятно, что это — все остальные народы, на которые евреи смотрели свысока как на нелюдей, недочеловеков, гоев, по отношению к которым даже законы Моисея могли не исполнятся. Они-то и оказались гораздо плодовитее, нежели чем евреи. Вся мировая цивилизация появилась именно благодаря им. Если бы не языческая культура — не было бы никакого величественного Иерусалимского храма. Не желая признаваться в этом, евреи паразитировали на языческих достижениях — сохраняя устойчивое презрение к ним. И когда наступает момент истины, для Бога плодоносность язычников оказывается гораздо привлекательней еврейского упрямства и самодовольства. Главное, что было в иудаизме — Божественное Откровение — изымается и передаётся в руки язычников, которые смогут принести обильный плод. Евреи боялись Бога — и поэтому не развивались, боясь выйти из состояния устойчивости и предсказуемости. Язычники не знали Бога, имели только смутные представления о Нём — но из любви к этому Неведомому Богу искали, творили, ошибались, оступались — но при этом всё равно двигались навстречу к Нему.

Вывод, к которому подвигает нас сегодняшняя притча, вот какой. Можно бесконечно долго жить в страхе сделать что-то неправильно — и до конца своих дней так и не выйти из такого душевного ступора. А можно дерзать двигаться, меняться, рисковать, искать правду Божию — лелея надежду на то, что эти поиски не будет безрезультатны. А вот каким именно путём пойти — это свободный выбор каждого из нас!

Притча, которую мы только что слышали, имеет свою предысторию. Только что Иисус был в доме Закхея мытаря, где произнес: вот, теперь пришло спасение этому дому! Окружавшие, услышав эти слова, решили, что теперь Иисус отправится в Иерусалим и там объявит себя Мессией и Спасителем еврейского народа. И сегодняшняя притча — именно ответ Иисуса на эти предположения слушателей.

О чем же в притче идёт речь? С первого взгляда может показаться, что она вообще никак не связана с предыдущим контекстом. Но это не так. Перед нами — две сюжетных линии в притче, которые переплетаются. Первая — это отношения между неким «человеком высокого рода» и ненавидящими его подданными, которые предпринимают попытки любым способом избавиться от него. Всё это очень напоминает ситуацию с сыном Ирода Великого Архелаем, которого евреи недолюбливали и просили Рим отказать ему быть законным правителем. В историю с отъездом кандидата на царство вплетается повествование о заданиях, которые этот человек раздаёт своим рабам. Перед нами — рассудительный хозяин, который заботится, чтобы его богатство зря не простаивало во время его отсутствия. Он вручает рабам достаточно крупные суммы денег, рассчитывая получить прибыль по возвращении.

Заметим, что возвращается главный герой притчи уже в ином качестве. Теперь он — уже не просто «человек высокого рода», а царь, законный правитель, абсолютный монарх. Призванные к отчёту рабы рассказывают о своих успешных вложениях, кроме одного — который возвращает в целости и сохранности переданные ему деньги. На фоне значительной прибыли, которую принесли остальные рабы, он выглядит как вызов своему господину. Ключевая фраза в словах оправдания раба: «я тебя боялся! Поэтому и не стал рисковать, отдавая серебро купцам. На тебе твоё! Да, ты ничего не приобрёл — но это лучше, чем рисковать потерять!»

И дальше в притче — совершенно странный, ничем не объяснимый поворот. Эта злосчастная мина, полученная из рук ленивого и лукавого раба, почему-то оказывается в руках у самого успешного раба. Не у того, кто принёс одну или пять мин — а именно у того, кто получил максимальную прибыль. С точки зрения экономической целесообразности такой поступок вполне понятен: если этот человек столь удачно вкладывает деньги, то и эта мина принесёт гораздо больший доход, нежели чем у других.

Любая притча — это такой ребус, загадка, над разгадкой которого надо поломать голову. И самое непростое в этой притче — понять, кто же такие «успешные» рабы и «ленивый раб». Именно для этого нам и нужна была предыстория сегодняшней притчи.

Иудеи гордились тем, что именно им Бог вручил Откровение. Они осознавали свою главную миссию именно как «хранители» Божественных Писаний, в которых и были заключены самые главные истины. Мина, «завернутая в тряпочку» — изящный образ отношения иудеев к тому сокровищу, которое оказалось у них в руках. Вместо того, чтобы им жить, «пустить его в дело», сделать главным содержанием жизни — они все силы бросили на сохранение его в неприкосновенности. Крепко завернув в тряпочку. И вот, когда приходит Сын Божий, ожидая ответа — Ему всего лишь возвращают то, что некогда было получено.

Но кто же такие «успешные рабы»? И только теперь становится понятно, что это — все остальные народы, на которые евреи смотрели свысока как на нелюдей, недочеловеков, гоев, по отношению к которым даже законы Моисея могли не исполнятся. Они-то и оказались гораздо плодовитее, нежели чем евреи. Вся мировая цивилизация появилась именно благодаря им. Если бы не языческая культура — не было бы никакого величественного Иерусалимского храма. Не желая признаваться в этом, евреи паразитировали на языческих достижениях — сохраняя устойчивое презрение к ним. И когда наступает момент истины, для Бога плодоносность язычников оказывается гораздо привлекательней еврейского упрямства и самодовольства. Главное, что было в иудаизме — Божественное Откровение — изымается и передаётся в руки язычников, которые смогут принести обильный плод. Евреи боялись Бога — и поэтому не развивались, боясь выйти из состояния устойчивости и предсказуемости. Язычники не знали Бога, имели только смутные представления о Нём — но из любви к этому Неведомому Богу искали, творили, ошибались, оступались — но при этом всё равно двигались навстречу к Нему.

Вывод, к которому подвигает нас сегодняшняя притча, вот какой. Можно бесконечно долго жить в страхе сделать что-то неправильно — и до конца своих дней так и не выйти из такого душевного ступора. А можно дерзать двигаться, меняться, рисковать, искать правду Божию — лелея надежду на то, что эти поиски не будет безрезультатны. А вот каким именно путём пойти — это свободный выбор каждого из нас!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

This website uses cookies.