Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

При рассуждении о тех страстях, которые имеют своим непосредственным участником тело, возникает серьёзный вопрос о том, как к нему, к телу относиться. До каких пределов может доходить жестокость по отношению к телу в борьбе со страстями? Здесь может быть множество мнений. Думается, что лучше и полнее других о правильном отношении к телу сказал святитель Феофан Затворник. Вот его слова: «Путь тело получает своё и отдыхает, только ты не упокаивайся в нем, а смотри на него, как на отдыхающее рабочее животное». Практика Церкви, которая выражена в опыте святых, показывает, что любой другой подход не приводит к нужному результату. Можно сосредоточиться на борьбе с желаниями тела через крайний аскетизм, но в итоге все равно пасть под натиском страстей. Если же вообще ничего не делать, то такое падение станет неизбежным. Тот подход, который предлагает святитель Феофан, говорит о том, что нужно дистанцироваться от собственного тела.

Сегодняшний евангельский призыв Христа Спасителя вырвать соблазняющий правый глаз и бросить от себя нельзя понимать буквально. Ведь здесь речь идёт лишь о правом глазе, которые соблазняет человека. А разве можно представить ситуацию, чтобы соблазнял только один правый глаз без участия левого? Смотрим ведь мы одновременно двумя глазами. Отсюда становится понятно, что Христос имеет в виду не собственно глаз и не о то, что в рамках борьбы со страстями необходимо причинять себе физические увечья, а то, что борьбу с самим собой необходимо вести с абсолютной решимостью и чрезвычайной жестокостью. Не случайно же Спаситель говорит именно о правом глазе. Здесь это символ того, что человеку дороже всего. И в древности, и зачастую сейчас, слова «правый», «справа» употребляются как синонимы чего-то дорогого, близкого, наиболее важного и значимого. О том, какое значение имеет для человека зрение, нет смысла и говорить. Пожалуй, из всех чувств для нас более всего дорого именно зрение. Человек, который лишился возможности видеть, теряет очень многое в общении с миром и вообще в наслаждении жизнью. И это самое дорогое — не зрение, конечно, а то, что нам дорого, как правый глаз, — Спаситель повелевает извергнуть и бросить от себя. Только с помощью такой чрезвычайной решительности, как говорит Христос и опыт святых, возможно победить телесные страсти. Если мы этого не поймём и не начнём осуществлять на деле, то как бы ревностно мы ни молились, как бы глубоко ни смирялись, — без такого чрезвычайного, сверхчеловеческого понуждения у нас ничего не выйдет. Причина множества наших неудач в том, что мы либо вовсе не знаем об этом, либо забываем, а иногда и зная, жалеем себя.

При рассуждении о тех страстях, которые имеют своим непосредственным участником тело, возникает серьёзный вопрос о том, как к нему, к телу относиться. До каких пределов может доходить жестокость по отношению к телу в борьбе со страстями? Здесь может быть множество мнений. Думается, что лучше и полнее других о правильном отношении к телу сказал святитель Феофан Затворник. Вот его слова: «Путь тело получает своё и отдыхает, только ты не упокаивайся в нем, а смотри на него, как на отдыхающее рабочее животное». Практика Церкви, которая выражена в опыте святых, показывает, что любой другой подход не приводит к нужному результату. Можно сосредоточиться на борьбе с желаниями тела через крайний аскетизм, но в итоге все равно пасть под натиском страстей. Если же вообще ничего не делать, то такое падение станет неизбежным. Тот подход, который предлагает святитель Феофан, говорит о том, что нужно дистанцироваться от собственного тела.

Сегодняшний евангельский призыв Христа Спасителя вырвать соблазняющий правый глаз и бросить от себя нельзя понимать буквально. Ведь здесь речь идёт лишь о правом глазе, которые соблазняет человека. А разве можно представить ситуацию, чтобы соблазнял только один правый глаз без участия левого? Смотрим ведь мы одновременно двумя глазами. Отсюда становится понятно, что Христос имеет в виду не собственно глаз и не о то, что в рамках борьбы со страстями необходимо причинять себе физические увечья, а то, что борьбу с самим собой необходимо вести с абсолютной решимостью и чрезвычайной жестокостью. Не случайно же Спаситель говорит именно о правом глазе. Здесь это символ того, что человеку дороже всего. И в древности, и зачастую сейчас, слова «правый», «справа» употребляются как синонимы чего-то дорогого, близкого, наиболее важного и значимого. О том, какое значение имеет для человека зрение, нет смысла и говорить. Пожалуй, из всех чувств для нас более всего дорого именно зрение. Человек, который лишился возможности видеть, теряет очень многое в общении с миром и вообще в наслаждении жизнью. И это самое дорогое — не зрение, конечно, а то, что нам дорого, как правый глаз, — Спаситель повелевает извергнуть и бросить от себя. Только с помощью такой чрезвычайной решительности, как говорит Христос и опыт святых, возможно победить телесные страсти. Если мы этого не поймём и не начнём осуществлять на деле, то как бы ревностно мы ни молились, как бы глубоко ни смирялись, — без такого чрезвычайного, сверхчеловеческого понуждения у нас ничего не выйдет. Причина множества наших неудач в том, что мы либо вовсе не знаем об этом, либо забываем, а иногда и зная, жалеем себя.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.