Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Слова пятой главы Евангелия от Матфея очень просты, но удивительным образом они редко касаются нашего сознания и ещё реже они определяют наши поступки. Христос Спаситель говорит о праведности книжников и фарисеев, которая неспособна сделать кого бы то ни было причастником Царства Небесного. А что такое праведность этих людей? Мы знаем, что она заключена в строгом внешнем соблюдении религиозных норм и правил. Собственно, именно об этом и идёт далее речь в сегодняшнем евангельском отрывке. Христос приводит пример и называет самую известную заповедь Моисея: не убивай. Но, оказывается, недостаточно лишь не убивать. Необходимо ещё и устранить гнев. Причём не только его внешние проявления, но гнев как таковой. Тот факт, что человек кого-то ненавидит, на кого-то гневается, но при этом не предпринимает каких-либо действий против субъекта своей ненависти, не способен привести к Царству Небесному. Именно так и поступали уже упомянутые книжники с фарисеями. Внутреннее состояния человека при их подходе к благочестию — не имеет никакого значения. Важна лишь форма. А форма, как мы все знаем, может быть весьма различной без какой-либо связи с внутренним содержанием. Для христиан же должна быть характерна абсолютно иная парадигма: форма важна, но она вторична по отношению к содержанию. В этом отрывке Христос ничего не говорит о методике достижения того устроения, которое Он описывает. Здесь Он говорит лишь о том, как надо без какого-либо дополнительного комментария. Но любому человеку совершенно очевидно, что ни у кого из нас нет той кнопки, которую можно было бы нажать и получить требуемый результат. Нет кнопки, которая была бы способна отключить гнев или раздражение. Нет тумблера, способного переключить отношение с дурного на доброе. Нет рычага, перевод которого из одного положения в другое изменял бы настроение и отношений к окружающей нас действительности. Мы бы хотели исполнить сказанное Христом. И, может быть, даже не ради Царства Небесного, не ради каких-то высоких идей, а ради собственного комфорта. Несопоставимо приятнее жить без гнева и в мирном состоянии духа, чем как-то иначе. Спокойнее дышать без обид. Существуют проверенные психологически приёмы достижения этих вожделенных состояний. Но Евангелие предписывает другой путь. И этот путь как раз невозможен без того, чтобы делать все единственное ради Царства Небесного, а не ради комфорта здесь и сейчас. А значит он невозможен без Христа. Без веры в Него и без молитвы к Нему. Христианский евангельский путь именно такой — непрестанная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, это меч для борьбы с самими собой и с духами злобы поднебесной, которые побуждают нас гневаться и ненавидеть.

Слова пятой главы Евангелия от Матфея очень просты, но удивительным образом они редко касаются нашего сознания и ещё реже они определяют наши поступки. Христос Спаситель говорит о праведности книжников и фарисеев, которая неспособна сделать кого бы то ни было причастником Царства Небесного. А что такое праведность этих людей? Мы знаем, что она заключена в строгом внешнем соблюдении религиозных норм и правил. Собственно, именно об этом и идёт далее речь в сегодняшнем евангельском отрывке. Христос приводит пример и называет самую известную заповедь Моисея: не убивай. Но, оказывается, недостаточно лишь не убивать. Необходимо ещё и устранить гнев. Причём не только его внешние проявления, но гнев как таковой. Тот факт, что человек кого-то ненавидит, на кого-то гневается, но при этом не предпринимает каких-либо действий против субъекта своей ненависти, не способен привести к Царству Небесному. Именно так и поступали уже упомянутые книжники с фарисеями. Внутреннее состояния человека при их подходе к благочестию — не имеет никакого значения. Важна лишь форма. А форма, как мы все знаем, может быть весьма различной без какой-либо связи с внутренним содержанием. Для христиан же должна быть характерна абсолютно иная парадигма: форма важна, но она вторична по отношению к содержанию. В этом отрывке Христос ничего не говорит о методике достижения того устроения, которое Он описывает. Здесь Он говорит лишь о том, как надо без какого-либо дополнительного комментария. Но любому человеку совершенно очевидно, что ни у кого из нас нет той кнопки, которую можно было бы нажать и получить требуемый результат. Нет кнопки, которая была бы способна отключить гнев или раздражение. Нет тумблера, способного переключить отношение с дурного на доброе. Нет рычага, перевод которого из одного положения в другое изменял бы настроение и отношений к окружающей нас действительности. Мы бы хотели исполнить сказанное Христом. И, может быть, даже не ради Царства Небесного, не ради каких-то высоких идей, а ради собственного комфорта. Несопоставимо приятнее жить без гнева и в мирном состоянии духа, чем как-то иначе. Спокойнее дышать без обид. Существуют проверенные психологически приёмы достижения этих вожделенных состояний. Но Евангелие предписывает другой путь. И этот путь как раз невозможен без того, чтобы делать все единственное ради Царства Небесного, а не ради комфорта здесь и сейчас. А значит он невозможен без Христа. Без веры в Него и без молитвы к Нему. Христианский евангельский путь именно такой — непрестанная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, это меч для борьбы с самими собой и с духами злобы поднебесной, которые побуждают нас гневаться и ненавидеть.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.