05 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
06 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
07 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
08 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
09 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы историю о беседе Христа с самарянкой. Все это чтение наполнено противоположностями, противоречиями, которые в итоге Христос разрешает. Мы видим двух людей, которых разделяет и глубоко разобщает множество черт: женщина и мужчина не могли просто так общаться, иудей и самарянка тем более, Он целомудрен, а она этим совсем не отличается... Наконец, они молятся в разных местах, ... Каждое из этих противоречий могло стать пропастью... Непреодолимой пропастью, уничтожающей возможность общения и проповеди. И все они преодолеваются Христом.
Сейчас мы этого так не ощущаем, но попросить воды из колодца от незнакомой женщины было просто немыслимо, так как ее прикосновение могло быть оскверняющим. А уж вода от незнакомой самарянки... Как же поступает Христос? Он преодолевает это противоречие и как бы выходит ей на встречу, когда она этого совершенно не ожидает. И это не просто Его действие... Потому что Он не совершал просто действий... Своим отношением к тому или иному явлению, своими поступками Он задает нам меру нашего отношения, и является для нас примером.
Итак, Христос не просто временно не учитывает каких-то правил, не временно их преодолевает, но одной просьбой делает их ничтожными и ничего не значащими для тех, кто является Его учениками.
Он целомудрен и свят. Он довольно недвусмысленно запрещает разводиться и называет грехом похотливые взгляды... В истории с именем Его на устах много раз клеймили и наказывали грешников, хотя в Писании мы не видим ни одного примера осуждения конкретного человека. Он называет грех грехом, но не клеймит, а призывает к покаянию. При этом Он делает это не унижая, в Его словах чувствуется любовь.
Наконец, Христос не пускается в религиозные споры по поводу места молитвы, не обличает ее в неправоте. Бессознательной молитве самарян, равно как и правильной и осмысленной храмовой молитве иудеев, приходит на смену молитва гораздо более глубокая, молитва в Духе и истине. Он не говорит о том, что Храм не нужен, но говорит о гораздо более глубоком критерии. Подлинность молитвы и ее плоды зависят в первую очередь от того, стремится ли человек к стяжанию Духа Святого и познанию истины.
Встреча Христа с самарянкой — это удивительное миссионерское событие. Он, конечно, сказал ей очень важные слова, но в первую очередь дело в том, как он это сделал. Он у видел у ней не женщину, не самарянку, не блудницу, не ту, которая иначе верит, но человека, который дорог Богу и способен к вечной жизни.
Очевидно эта история актуальна и сегодня. Ведь вокруг нас живет огромное количество людей, которые отделены от нас социальными и культурными стереотипами. Если бы мы могли увидеть в них просто людей, тот Божественный образ который есть в каждом..., мы могли бы изменить мир, явив ему не человеческие обычаи и предрассудки, но любовь Божию, которая единственная и может его спасти.