Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 1-6

01 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,

02 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

03 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;

04 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.

05 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

06 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня Христос Спаситель обращается к апостолам со словами напутствия — ведь они отправляются в разные концы Палестины, чтобы проповедовать о приближении Мессианской эры. Но эти слова имеют отношение и к каждому христианину — ведь ими выражается очень важное, именно христианское, отношение к жизни. Что же это за отношение?

Каждого из нас окружает множество вещей, событий, отношений, привязанностей. Мы относимся очень по-разному: что-то бережём как зеницу ока, что-то пускаем на самотёк, о чём-то вообще забываем напрочь. Но при всем многообразии отношений обычно будет господствовать та или иная модель; и если обозначить крайние точки всей широкой линейки, то этими точками окажутся «обладание» и «безразличие».

Поясню на примере. Вот, например, человеку подарили новый смартфон. Позиция «обладания» — это когда он весь с головой уходит в этот модный гаджет, показывает его друзьям, бережно достаёт из кармана, боясь поцарапать или не дай Бог уронить. Телефон воспринят им как абсолютная собственность, на которую он — и только он — имеет право. И если кто-то посмеет взять его без разрешения, или — страшно даже представить! — вдруг повредит — человек будет очень расстроен.

Иная крайняя позиция — безразличие. Тот же телефон, но другой человек. Ему вообще не интересно разбираться в марках телефонов, все эти приложения, интернет-магазины, подкасты и прочее — не более, чем пустой звук. Возможно, он и будет его использовать — но только как обычный телефон, не более чем. И если он вскоре будет весь в трещинах от небрежного обращения, или даже потеряется — он не сильно расстроится, купив себе самый дешёвый и обычный телефон. Одним словом, техника — это не про него.

Но в сегодняшнем Евангелии Спаситель предлагаем нам нечто новое: то, что в корне отличается и от первой модели «обладания», и от второй — «безразличия». Я бы назвал её «лёгкое касание». Что это такое?

Когда мой сын начал учиться играть на скрипке, я узнал одну интересную вещь. Оказывается, держать смычок — крайне неудобно. Для этого используются всего лишь два пальца — а так хочется его покрепче ухватить всей кистью! Более того: даже эти два пальца должны быть напряжены совсем чуть-чуть — только бы удержать смычок и не дать ему выпасть. Преподаватель проверяет очень просто: если он может без всякого усилия вынуть смычок из руки ученика — молодец, правильно держит; если нет — надо учиться дальше. Кисть и предплечье должны быть расслаблены, основные рабочие мышцы должны как бы «отключиться» — чтобы дать возможность задействовать иную мускулатуру — ту, которая не особо-то и востребована при обычной жизни. И вот только тогда, когда рука будет расслаблена, смычок — слегка придерживается пальцами — сможет появиться музыка, а не жуткий скрипичный визг и скрип.

Но ведь этот подход работает не только для скрипки! Как только мы пытаемся «схватиться покрепче» за что угодно в жизни — пытаясь стать «собственниками» — музыка жизни пропадает, остаётся лишь боль и крик, особенно при вынужденном расставании с объектом обладания. Если мы вообще отказываемся обращать внимание на то, что нас окружает — всё из рук вываливается, рассыпается и обращается в небытие. Только когда мы опытным путём сможем уловить эту тонкую грань — держать «легким касанием», не передавливая, но и не отпуская — в нашу жизнь сможет войти настоящая музыка! И если даже однажды мы почувствуем, что кто-то вынул смычок из нашей руки — можно не сомневаться: значит, скоро нам вложат другой, и партия нашей жизни зазвучит по-иному!

Сегодня Христос Спаситель обращается к апостолам со словами напутствия — ведь они отправляются в разные концы Палестины, чтобы проповедовать о приближении Мессианской эры. Но эти слова имеют отношение и к каждому христианину — ведь ими выражается очень важное, именно христианское, отношение к жизни. Что же это за отношение?

Каждого из нас окружает множество вещей, событий, отношений, привязанностей. Мы относимся очень по-разному: что-то бережём как зеницу ока, что-то пускаем на самотёк, о чём-то вообще забываем напрочь. Но при всем многообразии отношений обычно будет господствовать та или иная модель; и если обозначить крайние точки всей широкой линейки, то этими точками окажутся «обладание» и «безразличие».

Поясню на примере. Вот, например, человеку подарили новый смартфон. Позиция «обладания» — это когда он весь с головой уходит в этот модный гаджет, показывает его друзьям, бережно достаёт из кармана, боясь поцарапать или не дай Бог уронить. Телефон воспринят им как абсолютная собственность, на которую он — и только он — имеет право. И если кто-то посмеет взять его без разрешения, или — страшно даже представить! — вдруг повредит — человек будет очень расстроен.

Иная крайняя позиция — безразличие. Тот же телефон, но другой человек. Ему вообще не интересно разбираться в марках телефонов, все эти приложения, интернет-магазины, подкасты и прочее — не более, чем пустой звук. Возможно, он и будет его использовать — но только как обычный телефон, не более чем. И если он вскоре будет весь в трещинах от небрежного обращения, или даже потеряется — он не сильно расстроится, купив себе самый дешёвый и обычный телефон. Одним словом, техника — это не про него.

Но в сегодняшнем Евангелии Спаситель предлагаем нам нечто новое: то, что в корне отличается и от первой модели «обладания», и от второй — «безразличия». Я бы назвал её «лёгкое касание». Что это такое?

Когда мой сын начал учиться играть на скрипке, я узнал одну интересную вещь. Оказывается, держать смычок — крайне неудобно. Для этого используются всего лишь два пальца — а так хочется его покрепче ухватить всей кистью! Более того: даже эти два пальца должны быть напряжены совсем чуть-чуть — только бы удержать смычок и не дать ему выпасть. Преподаватель проверяет очень просто: если он может без всякого усилия вынуть смычок из руки ученика — молодец, правильно держит; если нет — надо учиться дальше. Кисть и предплечье должны быть расслаблены, основные рабочие мышцы должны как бы «отключиться» — чтобы дать возможность задействовать иную мускулатуру — ту, которая не особо-то и востребована при обычной жизни. И вот только тогда, когда рука будет расслаблена, смычок — слегка придерживается пальцами — сможет появиться музыка, а не жуткий скрипичный визг и скрип.

Но ведь этот подход работает не только для скрипки! Как только мы пытаемся «схватиться покрепче» за что угодно в жизни — пытаясь стать «собственниками» — музыка жизни пропадает, остаётся лишь боль и крик, особенно при вынужденном расставании с объектом обладания. Если мы вообще отказываемся обращать внимание на то, что нас окружает — всё из рук вываливается, рассыпается и обращается в небытие. Только когда мы опытным путём сможем уловить эту тонкую грань — держать «легким касанием», не передавливая, но и не отпуская — в нашу жизнь сможет войти настоящая музыка! И если даже однажды мы почувствуем, что кто-то вынул смычок из нашей руки — можно не сомневаться: значит, скоро нам вложат другой, и партия нашей жизни зазвучит по-иному!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.