Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14

01 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

02 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

03 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

04 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

05 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

06 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

07 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

08 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

09 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;

11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.

14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах;

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В социальных сетях можно встретить очень много ироничных картинок, где обыгрывается один и тот же кадр из фильма «Собачье сердце» — где Шариков что-то говорит профессору Преображенскому, а тот, склонив голову, обречённо слушает человеко-собаку. Гениальный кадр потому и пробудил творческую фантазию, что наглядно показал разительный контраст между образованностью и самодурством, воспитанностью и дерзостью, интеллигентностью и бахвальством.

Отрывок из 3-й главы пророка Исаии, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, живописует, по каким причинам становится возможным такое переворачивание социальных ролей в обществе — давайте послушаем.

Глава 3.

01 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

02 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

03 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

04 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

05 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

06 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

07 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

08 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

09 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;

11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.

14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах;

Итак, причина того, что неразумные дети начинают управлять, младшие отказываются повиноваться старшим, а зрелые, состоявшиеся люди, как от огня, бегут от любой ответственности — вот какая: «язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его». Сознательное исключение Бога и Его Святой Воли из житейского горизонта неизбежно приводит к опрокидыванию вековых общественных устоев: и как только это происходит, катастрофа неминуема.

Нам может показаться, что для любого разумного человека, не усвоившего глубоко в сердце порок властолюбия, естественно уклоняться от любой перспективы стать руководителем — то есть взять на себя высокую ответственность. Однако в контексте сегодняшнего чтения мы видим иную грань этого вопроса: там, где отсутствие внятного руководства неизбежно приводит к деградации и разрушению — отказ «взять ситуацию в руки» равнозначен предательству и даже более того — богоборчеству.

На первый план снова выходит подчинение — или, напротив, неподчинение воле Божией. Критический дефицит управляющих кадров не может быть оправдан никакими высокими духовными мотивами личного недостоинства и смирения — потому что такое представление о добродетели смирения по факту становится всего лишь хитрым оправданием своей — пусть и кажущейся духовной — выгоды.

Служение руководителя — если только оно проходит как следование не собственному властолюбию, а воле Божией — это действительно опасное, но и очень важное служение: неспроста в Священном Писании мы ни разу не встретим утверждений о том, что человеческое сообщество способно к полноценному существованию вне всякого управления и иерархии. И дело здесь не только в собственно механизмах управления: образ Бога как Господа, то есть Самого Главного Господина, по умолчанию предполагает наличие определённых иерархических отношений между теми, кто управляет и теми, кем управляют.

Вывод, к которому сегодня побуждают слова пророка Исаии, я бы сделал вот какой: надо благодарить Бога за тех, кто несёт своё бремя управления и не пытается уйти в тень при появлении серьёзных проблем. И не только благодарить, но и усердно молиться за всех начальствующих, чтобы Господь просветил их мудростью и силой духа принимать такие решения, сквозь которые просвечивала бы благая Божественная воля!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В социальных сетях можно встретить очень много ироничных картинок, где обыгрывается один и тот же кадр из фильма «Собачье сердце» — где Шариков что-то говорит профессору Преображенскому, а тот, склонив голову, обречённо слушает человеко-собаку. Гениальный кадр потому и пробудил творческую фантазию, что наглядно показал разительный контраст между образованностью и самодурством, воспитанностью и дерзостью, интеллигентностью и бахвальством.

Отрывок из 3-й главы пророка Исаии, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, живописует, по каким причинам становится возможным такое переворачивание социальных ролей в обществе — давайте послушаем.

Глава 3.

01 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

02 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

03 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

04 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

05 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

06 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

07 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

08 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

09 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;

11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.

14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах;

Итак, причина того, что неразумные дети начинают управлять, младшие отказываются повиноваться старшим, а зрелые, состоявшиеся люди, как от огня, бегут от любой ответственности — вот какая: «язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его». Сознательное исключение Бога и Его Святой Воли из житейского горизонта неизбежно приводит к опрокидыванию вековых общественных устоев: и как только это происходит, катастрофа неминуема.

Нам может показаться, что для любого разумного человека, не усвоившего глубоко в сердце порок властолюбия, естественно уклоняться от любой перспективы стать руководителем — то есть взять на себя высокую ответственность. Однако в контексте сегодняшнего чтения мы видим иную грань этого вопроса: там, где отсутствие внятного руководства неизбежно приводит к деградации и разрушению — отказ «взять ситуацию в руки» равнозначен предательству и даже более того — богоборчеству.

На первый план снова выходит подчинение — или, напротив, неподчинение воле Божией. Критический дефицит управляющих кадров не может быть оправдан никакими высокими духовными мотивами личного недостоинства и смирения — потому что такое представление о добродетели смирения по факту становится всего лишь хитрым оправданием своей — пусть и кажущейся духовной — выгоды.

Служение руководителя — если только оно проходит как следование не собственному властолюбию, а воле Божией — это действительно опасное, но и очень важное служение: неспроста в Священном Писании мы ни разу не встретим утверждений о том, что человеческое сообщество способно к полноценному существованию вне всякого управления и иерархии. И дело здесь не только в собственно механизмах управления: образ Бога как Господа, то есть Самого Главного Господина, по умолчанию предполагает наличие определённых иерархических отношений между теми, кто управляет и теми, кем управляют.

Вывод, к которому сегодня побуждают слова пророка Исаии, я бы сделал вот какой: надо благодарить Бога за тех, кто несёт своё бремя управления и не пытается уйти в тень при появлении серьёзных проблем. И не только благодарить, но и усердно молиться за всех начальствующих, чтобы Господь просветил их мудростью и силой духа принимать такие решения, сквозь которые просвечивала бы благая Божественная воля!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

This website uses cookies.