Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Послезавтра начнётся Великий пост, и в эти последние подготовительные дни Церковь даёт нам последние необходимые наставления. Они содержатся как в богослужебных песнопениях, так и в отрывках из Священного Писания. Наставления о том, как провести пост, мы слышим и в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, этот евангельский фрагмент звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 6.

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Само слово «пост» ассоциируется у большинства из нас с пищевыми ограничениями: в пост Церковь не рекомендует употреблять пищу животного происхождения, да и вообще рацион должен быть избирательным и ограниченным. Собственно, именно на рационе и будет в ближайшие семь недель сосредоточено внимание многих православных христиан.

Однако если мы посмотрим на церковные песнопения, то увидим, что в них нет слов о том, что мы должны есть, а от чего должны воздерживаться. Зато мы услышим, к примеру, такие слова: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Несмотря на то, что эти слова Русская Церковь произносит на церковнославянском языке, смысл их понятен любому: постом мы должны приложить сугубые усилия к тому, чтобы не совершать наших привычных грехов, которые, как правило, касаются взаимоотношений с другими людьми. Любой знающий себя самого человек понимает, что сделать это лишь путём морально-волевых усилий невозможно, как бы мы не старались, мы неизбежно впадаем и в многословие, и в осуждение, мы неизбежно раздражаемся, нечаянно лжём и нарушаем собственные клятвы, особенно же клятвы верности Христу.

Именно поэтому нам и необходим пост. Он должен нас научить тому, как можно управлять самими собой. Ограничение рациона здесь лишь вспомогательная мера, основное же состоит в том, о чём мы услышали в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке: это тайная милостыня и тайная же молитва. Собственно, молитва и милостыня, по мнению как Евангелия, так и Церкви должны быть основным и главным содержанием любого христианского поста, особенно же поста Великого. Именно к ним мы должны быть готовы, к ним должны стремиться, а всё остальное видеть как инструмент для этих двух главных дел.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Послезавтра начнётся Великий пост, и в эти последние подготовительные дни Церковь даёт нам последние необходимые наставления. Они содержатся как в богослужебных песнопениях, так и в отрывках из Священного Писания. Наставления о том, как провести пост, мы слышим и в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, этот евангельский фрагмент звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 6.

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Само слово «пост» ассоциируется у большинства из нас с пищевыми ограничениями: в пост Церковь не рекомендует употреблять пищу животного происхождения, да и вообще рацион должен быть избирательным и ограниченным. Собственно, именно на рационе и будет в ближайшие семь недель сосредоточено внимание многих православных христиан.

Однако если мы посмотрим на церковные песнопения, то увидим, что в них нет слов о том, что мы должны есть, а от чего должны воздерживаться. Зато мы услышим, к примеру, такие слова: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Несмотря на то, что эти слова Русская Церковь произносит на церковнославянском языке, смысл их понятен любому: постом мы должны приложить сугубые усилия к тому, чтобы не совершать наших привычных грехов, которые, как правило, касаются взаимоотношений с другими людьми. Любой знающий себя самого человек понимает, что сделать это лишь путём морально-волевых усилий невозможно, как бы мы не старались, мы неизбежно впадаем и в многословие, и в осуждение, мы неизбежно раздражаемся, нечаянно лжём и нарушаем собственные клятвы, особенно же клятвы верности Христу.

Именно поэтому нам и необходим пост. Он должен нас научить тому, как можно управлять самими собой. Ограничение рациона здесь лишь вспомогательная мера, основное же состоит в том, о чём мы услышали в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке: это тайная милостыня и тайная же молитва. Собственно, молитва и милостыня, по мнению как Евангелия, так и Церкви должны быть основным и главным содержанием любого христианского поста, особенно же поста Великого. Именно к ним мы должны быть готовы, к ним должны стремиться, а всё остальное видеть как инструмент для этих двух главных дел.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

This website uses cookies.