Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История Ветхого Завета очень часто напоминает военную историю: в библейских книгах мы постоянно встречаем описание различных битв, читаем о конфликтах между отдельными людьми и целыми народами, читаем о порабощении одних народов другими, много там и таких рассказов, итог которых — торжествующая несправедливость. Неизбежно возникает вопрос: к чему всё это? И можно ли ждать благополучного финала? А если можно, то каким он будет? На эти вопросы отвечали пророки Ветхого Завета. Делал это и пророк Иоиль. Отрывок из 3-й главы его книги сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.

Глава 3.

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

Православное христианское богословие знает учение о двух предстоящих судах, тех судах, которых никто не сможет избежать. Первый из них богословие называет «частным», и под ним подразумевается суд, «который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти». Как и любое иное богословское учение, учение о частном суде находит своё основание в Священном Писании, к примеру, в книге Иисуса, сына Сирахова, в которой есть такие слова: "Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его (Сир.11:26—27). Конечно, это далеко не единственное основание для убеждённости православного богословия в существовании частного суда, есть и другие, в том числе и евангельские, такие, как притча Христова о богаче и Лазаре.

Время этого суда от нас не сокрыто, оно известно, и оно совпадает с временем телесной кончины человека. Но есть в богословии и учение о Всеобщем суде, который мы также называем Страшным. С ним всё значительно сложнее. Основная же сложность состоит в том, что нам неизвестна его дата. Священное Писание даёт некоторые признаки его приближения, но вместе с этим оно довольно категорично требует не пытаться высчитывать точное время, которое совпадает с временем Второго Пришествия Христова и с временем кончины известного нам физического мира. Информацию о Страшном Суде мы можем найти как в книгах Ветхого, так и Нового заветов.

Только что прозвучавший отрывок из книги пророка Иоиля как раз и есть одно из мест Ветхого Завета, в котором говорится о Страшном Суде. Центральное место в этом рассказе занимает конкретная географическая точка — Иерусалим.

Однако, как это часто бывает с пророческими словами, за словами пророка о конкретной географии стоит не буквальный, а духовный смысл, и смысл этот заключается в том, что Истина с большой буквы, то есть наш Спаситель и Бог Иисус Христос пришёл в мир именно в Иерусалиме, в его пригороде Вифлееме, Он пострадал, умер и воскрес в Иерусалиме, и Он же будет судить народы. Христос — не только Источник нашего бытия, Он же и наш Судья. Как нет иного источника бытия, так нет и иного Высшего Судьи, нет иной Истины, и любой человек, который желает для себя блаженной вечности, призван обратить свой взор ко Христу, призван возложить на Него всё своё упование и поступать так, как учил нас Христос.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История Ветхого Завета очень часто напоминает военную историю: в библейских книгах мы постоянно встречаем описание различных битв, читаем о конфликтах между отдельными людьми и целыми народами, читаем о порабощении одних народов другими, много там и таких рассказов, итог которых — торжествующая несправедливость. Неизбежно возникает вопрос: к чему всё это? И можно ли ждать благополучного финала? А если можно, то каким он будет? На эти вопросы отвечали пророки Ветхого Завета. Делал это и пророк Иоиль. Отрывок из 3-й главы его книги сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.

Глава 3.

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

Православное христианское богословие знает учение о двух предстоящих судах, тех судах, которых никто не сможет избежать. Первый из них богословие называет «частным», и под ним подразумевается суд, «который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти». Как и любое иное богословское учение, учение о частном суде находит своё основание в Священном Писании, к примеру, в книге Иисуса, сына Сирахова, в которой есть такие слова: "Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его (Сир.11:26—27). Конечно, это далеко не единственное основание для убеждённости православного богословия в существовании частного суда, есть и другие, в том числе и евангельские, такие, как притча Христова о богаче и Лазаре.

Время этого суда от нас не сокрыто, оно известно, и оно совпадает с временем телесной кончины человека. Но есть в богословии и учение о Всеобщем суде, который мы также называем Страшным. С ним всё значительно сложнее. Основная же сложность состоит в том, что нам неизвестна его дата. Священное Писание даёт некоторые признаки его приближения, но вместе с этим оно довольно категорично требует не пытаться высчитывать точное время, которое совпадает с временем Второго Пришествия Христова и с временем кончины известного нам физического мира. Информацию о Страшном Суде мы можем найти как в книгах Ветхого, так и Нового заветов.

Только что прозвучавший отрывок из книги пророка Иоиля как раз и есть одно из мест Ветхого Завета, в котором говорится о Страшном Суде. Центральное место в этом рассказе занимает конкретная географическая точка — Иерусалим.

Однако, как это часто бывает с пророческими словами, за словами пророка о конкретной географии стоит не буквальный, а духовный смысл, и смысл этот заключается в том, что Истина с большой буквы, то есть наш Спаситель и Бог Иисус Христос пришёл в мир именно в Иерусалиме, в его пригороде Вифлееме, Он пострадал, умер и воскрес в Иерусалиме, и Он же будет судить народы. Христос — не только Источник нашего бытия, Он же и наш Судья. Как нет иного источника бытия, так нет и иного Высшего Судьи, нет иной Истины, и любой человек, который желает для себя блаженной вечности, призван обратить свой взор ко Христу, призван возложить на Него всё своё упование и поступать так, как учил нас Христос.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

This website uses cookies.