Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 28-32

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Христиан нередко обвиняют в черно-белом мышлении и чрезмерном упрощении. Но действительно ли это так? Приблизиться к ответу помогает отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время божественной литургии. Давайте его послушаем.

Глава 21.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим притчу об отце и его сыновьях. Как и в рассказе о блудном сыне в сегодняшней истории сыновей двое и они, каждый по-своему, совершают выбор, определяющий их отношения с отцом.

Притча очень небольшая, но при этом герои показаны живыми и духовно подвижными. У каждого из них есть собственные представления о своих отношениях с отцом. Исходя из них они реагируют на его поручение. Возможно, у старшего были более близкие отношения с отцом, и он позволяет себе отказаться от его поручения. Младший видит себя послушным и со всем почтением готов послужить отцу. Но что происходит дальше? Они сталкиваются с необходимостью реальных действий. И именно тут, а не в их фантазиях, происходит настоящий выбор и формирование реальных, а не просто выдуманных отношений с отцом. Старший — понимает, что настоящая близость не в том, чтобы с наглостью отказывать отцу, а в том, чтобы действительно ему послужить, в то время как младший — послушный с формальной точки зрения, отказывается от помощи, потому что в реальных и глубоких отношениях он не заинтересован.

По походу притчи в сыновьях происходит внутренняя перемена, факт которой очень важен. Отец поставил перед ними задачу, на которую они по-разному отреагировали. Однако важна оказалась не первая реакция, но внутренняя перемена и реальный ответ делом, который о ней свидетельствовал. Именно так выстраиваются и наши отношения с Богом. Мы слышим о Нем и нам открываются заповеди, на которые мы по-разному реагируем. Кто-то отказывается их исполнять, но сам отказ пробуждает его совесть, и он исправляется. Другой, согласившись с ними формально, не исполняет их по-настоящему, удовлетворяясь формальными отношениями.

Кажется все более-менее очевидно, однако это только видимость. На самом деле нам сложно себе представить, насколько провокационно звучал вывод, который делает Христос. Сказать, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед книжников и фарисеев — это оскорбить самых благочестивых и внешне правильных людей. Полбеды, если бы Он сказал что-то доброе о других благочестивых людях — саддукеях, зелотах... Но Он похвалил грешников. Не за сами грехи, конечно, но за готовность осознать свое состояние и исправиться.

В русском языке есть замечательная пословица: «Цыплят по осени считают». Она означает очень простую истину: жизнь человека — процесс, и пока мы живы, мы можем измениться. Однако пословица имеет еще одно значение: итог все равно будет вполне конкретный и определенный. Человек может менять свое решение, соглашаясь или не соглашаясь с Богом. Его решения могут быть сложными и противоречивыми, но итог все равно будет. Хороший или плохой, но однозначный — человек займет либо Божью сторону, либо останется на своей собственной стороне, снедаемый эгоизмом и своеволием. Когда христиан обвиняют в черно-белом мышлении, имеют ввиду, что они все упрощают и не хотят видеть сложности жизни и разнообразия жизненных путей. На самом деле это несправедливо. Христиане все это прекрасно видят. Да и как не видеть, если в Евангелии есть обратившиеся мытари и блудницы. Другое дело, что христиане при всех сложностях жизненного пути, не забывают, что итог будет простой — либо ты остался со своим эгоизмом, либо выбрал сторону Божью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Христиан нередко обвиняют в черно-белом мышлении и чрезмерном упрощении. Но действительно ли это так? Приблизиться к ответу помогает отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время божественной литургии. Давайте его послушаем.

Глава 21.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим притчу об отце и его сыновьях. Как и в рассказе о блудном сыне в сегодняшней истории сыновей двое и они, каждый по-своему, совершают выбор, определяющий их отношения с отцом.

Притча очень небольшая, но при этом герои показаны живыми и духовно подвижными. У каждого из них есть собственные представления о своих отношениях с отцом. Исходя из них они реагируют на его поручение. Возможно, у старшего были более близкие отношения с отцом, и он позволяет себе отказаться от его поручения. Младший видит себя послушным и со всем почтением готов послужить отцу. Но что происходит дальше? Они сталкиваются с необходимостью реальных действий. И именно тут, а не в их фантазиях, происходит настоящий выбор и формирование реальных, а не просто выдуманных отношений с отцом. Старший — понимает, что настоящая близость не в том, чтобы с наглостью отказывать отцу, а в том, чтобы действительно ему послужить, в то время как младший — послушный с формальной точки зрения, отказывается от помощи, потому что в реальных и глубоких отношениях он не заинтересован.

По походу притчи в сыновьях происходит внутренняя перемена, факт которой очень важен. Отец поставил перед ними задачу, на которую они по-разному отреагировали. Однако важна оказалась не первая реакция, но внутренняя перемена и реальный ответ делом, который о ней свидетельствовал. Именно так выстраиваются и наши отношения с Богом. Мы слышим о Нем и нам открываются заповеди, на которые мы по-разному реагируем. Кто-то отказывается их исполнять, но сам отказ пробуждает его совесть, и он исправляется. Другой, согласившись с ними формально, не исполняет их по-настоящему, удовлетворяясь формальными отношениями.

Кажется все более-менее очевидно, однако это только видимость. На самом деле нам сложно себе представить, насколько провокационно звучал вывод, который делает Христос. Сказать, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед книжников и фарисеев — это оскорбить самых благочестивых и внешне правильных людей. Полбеды, если бы Он сказал что-то доброе о других благочестивых людях — саддукеях, зелотах... Но Он похвалил грешников. Не за сами грехи, конечно, но за готовность осознать свое состояние и исправиться.

В русском языке есть замечательная пословица: «Цыплят по осени считают». Она означает очень простую истину: жизнь человека — процесс, и пока мы живы, мы можем измениться. Однако пословица имеет еще одно значение: итог все равно будет вполне конкретный и определенный. Человек может менять свое решение, соглашаясь или не соглашаясь с Богом. Его решения могут быть сложными и противоречивыми, но итог все равно будет. Хороший или плохой, но однозначный — человек займет либо Божью сторону, либо останется на своей собственной стороне, снедаемый эгоизмом и своеволием. Когда христиан обвиняют в черно-белом мышлении, имеют ввиду, что они все упрощают и не хотят видеть сложности жизни и разнообразия жизненных путей. На самом деле это несправедливо. Христиане все это прекрасно видят. Да и как не видеть, если в Евангелии есть обратившиеся мытари и блудницы. Другое дело, что христиане при всех сложностях жизненного пути, не забывают, что итог будет простой — либо ты остался со своим эгоизмом, либо выбрал сторону Божью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

This website uses cookies.