Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 25-35

25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

27 и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

34 Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение может показаться современному человеку одним из самых возмутительных во всём Священном Писании. Тот, от Кого мы привыкли слышать призывы к любви, и любви не простой, а жертвенной, вдруг говорит, что чтобы быть Его достойным, надо возненавидеть отца и мать, братьев и сестёр, да и саму жизнь. Хочется остановиться и спросить: это точно не какая-то поздняя вставка? Что это вообще за речи, полные ненависти? И если в прежние времена человек изначально был настроен доверительно к Священному Писанию и тому, что говорит Христос, то сегодня мало кто расположен просто так пропускать такие вещи, успокаивая себя благочестивыми толкованиями. Неслучайно религию довольно часто обвиняют в том, что она становится причиной ненависти и нетерпимости к инакомыслящим.

Но к чему же на самом деле призывает Христос?

Чтобы ответить на этот вопрос, как это ни странно, стоит обратить внимание на последние слова сегодняшнего чтения. Ведь когда Спаситель говорит «имеющий уши слышать, да слышит», обычно это означает, что перед нами иносказание, которое не просто расслышать и надо приложить усилия, чтобы его правильно понять. Кажется, что проще! Если ты хочешь, чтобы тебя поняли, говори понятным языком! Но с притчевым языком всё интереснее: слова, которые говорит Христос по отдельности понятны, но вот вместе — они нередко оказываются нравственной загадкой, которая не даёт нам покоя и усваивается нами тем глубже, чем больше мы о ней думаем.

Итак, Христос говорит о ненависти. Причём не только к кому-то конкретному, но вообще ко всей своей жизни, ко всему, что человек имеет. Чтобы быть достойным Бога, он от всего должен отрешиться, всё возненавидеть, всем пренебречь. Но почему? Почему Бог ставит нас перед таким ужасным выбором? Неужели в мире мало ненависти, и Ему хочется, чтобы её стало ещё больше? И на этом как раз стоит остановиться. В мире действительно очень много ненависти и именно потому, что он полон её, Христос в него пришёл. Пришёл, чтобы исцелить.

Как мы возмущаемся Христовым призывом к ненависти! Но как только что-то идёт не по-нашему — сами начинаем ненавидеть. «Ах, он сказал возненавидеть брата», но сами, как только брат с нами не согласен, уже злимся, а если он испортил нам жизнь, то и ненавидим. Но разве можно ненавидеть жизнь? Однако как часто погрязнув в тоске, унынии, от своих собственных грехов и ошибок, от распрей, предательств и всего прочего, человек говорит, что он ненавидит жизнь и чувствует ненависть буквально ко всему. Почему это так? Да потому что мир людей болен злом. Нам кажется, что мы любим друг друга, но на качество этой любви стараемся закрывать глаза, уж очень мало на любовь похоже чувство, от которого до ненависти один шаг. И вот все эти внешне красивые, но внутренне такие гнилые отношения, Христос призывает возненавидеть и отвергнуть. Но отвернуть не для того, чтобы уничтожить, а для того, чтобы полюбить заново, научившись любви Божией.

Сегодняшнее чтение может показаться современному человеку одним из самых возмутительных во всём Священном Писании. Тот, от Кого мы привыкли слышать призывы к любви, и любви не простой, а жертвенной, вдруг говорит, что чтобы быть Его достойным, надо возненавидеть отца и мать, братьев и сестёр, да и саму жизнь. Хочется остановиться и спросить: это точно не какая-то поздняя вставка? Что это вообще за речи, полные ненависти? И если в прежние времена человек изначально был настроен доверительно к Священному Писанию и тому, что говорит Христос, то сегодня мало кто расположен просто так пропускать такие вещи, успокаивая себя благочестивыми толкованиями. Неслучайно религию довольно часто обвиняют в том, что она становится причиной ненависти и нетерпимости к инакомыслящим.

Но к чему же на самом деле призывает Христос?

Чтобы ответить на этот вопрос, как это ни странно, стоит обратить внимание на последние слова сегодняшнего чтения. Ведь когда Спаситель говорит «имеющий уши слышать, да слышит», обычно это означает, что перед нами иносказание, которое не просто расслышать и надо приложить усилия, чтобы его правильно понять. Кажется, что проще! Если ты хочешь, чтобы тебя поняли, говори понятным языком! Но с притчевым языком всё интереснее: слова, которые говорит Христос по отдельности понятны, но вот вместе — они нередко оказываются нравственной загадкой, которая не даёт нам покоя и усваивается нами тем глубже, чем больше мы о ней думаем.

Итак, Христос говорит о ненависти. Причём не только к кому-то конкретному, но вообще ко всей своей жизни, ко всему, что человек имеет. Чтобы быть достойным Бога, он от всего должен отрешиться, всё возненавидеть, всем пренебречь. Но почему? Почему Бог ставит нас перед таким ужасным выбором? Неужели в мире мало ненависти, и Ему хочется, чтобы её стало ещё больше? И на этом как раз стоит остановиться. В мире действительно очень много ненависти и именно потому, что он полон её, Христос в него пришёл. Пришёл, чтобы исцелить.

Как мы возмущаемся Христовым призывом к ненависти! Но как только что-то идёт не по-нашему — сами начинаем ненавидеть. «Ах, он сказал возненавидеть брата», но сами, как только брат с нами не согласен, уже злимся, а если он испортил нам жизнь, то и ненавидим. Но разве можно ненавидеть жизнь? Однако как часто погрязнув в тоске, унынии, от своих собственных грехов и ошибок, от распрей, предательств и всего прочего, человек говорит, что он ненавидит жизнь и чувствует ненависть буквально ко всему. Почему это так? Да потому что мир людей болен злом. Нам кажется, что мы любим друг друга, но на качество этой любви стараемся закрывать глаза, уж очень мало на любовь похоже чувство, от которого до ненависти один шаг. И вот все эти внешне красивые, но внутренне такие гнилые отношения, Христос призывает возненавидеть и отвергнуть. Но отвернуть не для того, чтобы уничтожить, а для того, чтобы полюбить заново, научившись любви Божией.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.