Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 31-35

31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Первое, что обращает на себя внимание в этом евангельском отрывке, это то, что ко Христу «пришли некоторые из фарисеев» не с привычными нам из Евангелия обличениями или с желанием в чём-то подловить Спасителя, а искренним и добрым предупреждением о грозящей Христу смертельной опасности. Конечно, никакой враждебно настроенный человек не станет так делать, следовательно, эти люди относились ко Христу с симпатией, и очень немаловажно, что пришёл не кто-то один, а целая группа, значит, симпатизирующих Спасителю фарисеев было немало. Об этом стоит помнить, когда мы начинаем полагать, что само слово «фарисей» обозначает каких-то бессердечных негодяев, априори враждебных Христу, нет, фарисеи были самими разными людьми, апостол Павел тоже был фарисеем, и он не стыдился об этом говорить, в частности, о его исповедании себя фарисеем мы можем прочитать в книге Деяний святых апостолов, которая зафиксировала такие слова апостола Павла: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят» (Деян. 23:6). Поэтому в высшей степени некорректно говорить о фарисеях как исключительно о тех, кто противостоял Христу. А уж если быть предельно точными, то вообще ни о какой группе людей нельзя говорить таким образом, ведь итог земной проповеди Христа — Его Распятие — это не вина отдельных людей, это квинтэссенция человеческой греховности как таковой.

Вот и Сам Христос, вслед за ответом сочувствовавшим Ему фарисеям, сказал очень важные слова об Иерусалиме как месте гибели пророков. Спаситель не указал на отдельных людей или же на какую-то группу, Он указал на Иерусалим, но, конечно же, сам по себе город не может убить, убивают люди, и в данном случае упоминание Иерусалима как раз и указывает на общечеловеческую поражённость грехом как основную и единственную причину насильственной смерти Воплощённого Бога. Тем людям, которые оказались непосредственным образом вовлечены в вынесение приговора Христу и в Его казнь, можно лишь посочувствовать, потому как через них проявило себя человеческое зло, то самое зло, о котором мы можем прочитать в самой первой книге Священного Писания, в книге Бытия: «И сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21).

Но изменился ли человек после Христова Воскресения? Стали ли мы менее удобоприклонны ко злу? С одной стороны, опыт нашей жизни показывает, что преступления и жестокость не прекратились, более того, они приобрели новые масштабы и крайне изощрённые формы. А с другой — у нас есть свобода выбора, мы имеем возможность быть со Христом в своих молитвах, мы можем причащаться Его Пречистых Тела и Крови, можем стремиться к Нему, и при содействии Духа Святого восходить к состоянию нового человека, который удалён от зла и сопричастен Христу. У каждого человека есть эта возможность, и дай нам всем Бог стремление ей воспользоваться.

Первое, что обращает на себя внимание в этом евангельском отрывке, это то, что ко Христу «пришли некоторые из фарисеев» не с привычными нам из Евангелия обличениями или с желанием в чём-то подловить Спасителя, а искренним и добрым предупреждением о грозящей Христу смертельной опасности. Конечно, никакой враждебно настроенный человек не станет так делать, следовательно, эти люди относились ко Христу с симпатией, и очень немаловажно, что пришёл не кто-то один, а целая группа, значит, симпатизирующих Спасителю фарисеев было немало. Об этом стоит помнить, когда мы начинаем полагать, что само слово «фарисей» обозначает каких-то бессердечных негодяев, априори враждебных Христу, нет, фарисеи были самими разными людьми, апостол Павел тоже был фарисеем, и он не стыдился об этом говорить, в частности, о его исповедании себя фарисеем мы можем прочитать в книге Деяний святых апостолов, которая зафиксировала такие слова апостола Павла: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят» (Деян. 23:6). Поэтому в высшей степени некорректно говорить о фарисеях как исключительно о тех, кто противостоял Христу. А уж если быть предельно точными, то вообще ни о какой группе людей нельзя говорить таким образом, ведь итог земной проповеди Христа — Его Распятие — это не вина отдельных людей, это квинтэссенция человеческой греховности как таковой.

Вот и Сам Христос, вслед за ответом сочувствовавшим Ему фарисеям, сказал очень важные слова об Иерусалиме как месте гибели пророков. Спаситель не указал на отдельных людей или же на какую-то группу, Он указал на Иерусалим, но, конечно же, сам по себе город не может убить, убивают люди, и в данном случае упоминание Иерусалима как раз и указывает на общечеловеческую поражённость грехом как основную и единственную причину насильственной смерти Воплощённого Бога. Тем людям, которые оказались непосредственным образом вовлечены в вынесение приговора Христу и в Его казнь, можно лишь посочувствовать, потому как через них проявило себя человеческое зло, то самое зло, о котором мы можем прочитать в самой первой книге Священного Писания, в книге Бытия: «И сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21).

Но изменился ли человек после Христова Воскресения? Стали ли мы менее удобоприклонны ко злу? С одной стороны, опыт нашей жизни показывает, что преступления и жестокость не прекратились, более того, они приобрели новые масштабы и крайне изощрённые формы. А с другой — у нас есть свобода выбора, мы имеем возможность быть со Христом в своих молитвах, мы можем причащаться Его Пречистых Тела и Крови, можем стремиться к Нему, и при содействии Духа Святого восходить к состоянию нового человека, который удалён от зла и сопричастен Христу. У каждого человека есть эта возможность, и дай нам всем Бог стремление ей воспользоваться.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.