Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 1-9

01 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

02 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

03 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

04 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

05 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

06 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

07 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

08 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-

09 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Во времена различных нестроений, войн и катастроф вопрос об их причинах и о людях, которые во всём этом пострадали непосредственным образом, приобретает особую остроту. Время земной жизни Господа Иисуса Христа было именно таким временем: нестроения, войны и катастрофы, и, конечно же, оккупация Израиля Римской империей. Римляне, с одной стороны, были весьма толерантны к местным религиозным предпочтениям, а с другой — они никак не сдерживали себя в том случае, если им начинало казаться, что в захваченных землях назревает бунт. Упоминание апостолом и евангелистом Лукой галилеян, «которых кровь Пилат смешал с жертвами их», уникально для Нового Завета, более того, никто из других древних авторов не упоминал об этой трагедии. Но есть иные свидетельства жестокости прокуратора Иудеи Понтия Пилата, о которых писал иудейский историк Иосиф Флавий. Так, у него можно найти рассказы о том, что в 35 году по Рождестве Христовом «Пилат послал конницу и пехоту к горе Геризим, чтобы воспрепятствовать группе самаритян взойти на их священную гору, и несколько человек было убито. Кроме того, Пилат внёс в Иерусалим военные штандарты с изображением римских императоров, что привело к мятежу. Римский наместник использовал храмовые деньги для постройки водопровода в Иерусалиме, что тоже закончилось мятежом и его подавлением». Наверняка, это лишь малая часть из всех преступлений, совершённых Понтием Пилатом, и убийство группы галилейских паломников во время совершения ими жертвоприношения в Иерусалимском храме вписывается в общую канву деятельности этого человека.

Вполне естественно, что случившееся в храме привело к вопросам. К тем самым вопросам, с которыми так или иначе, но приходится сталкиваться любому человеку: почему Бог попустил эту трагедию? И почему погибли именно эти люди? Христос ничего не стал отвечать на первый вопрос, но Он ответил на второй, Своим ответом Господь предвосхитил мысли о том, что погибшие — да ещё и в храме! — были каким-то образом грешнее прочих: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2–3). Погибшие не были не лучше, не хуже всех других людей, а потому не стоит искать причину трагедии в личных особенностях погибших, то, что произошло в Иерусалимском храме, должно привести не к тому, чтобы всматриваться в других, а к тому, чтобы обратить внимание на самих себя, на собственную душу и на собственную жизнь. В конце своего ответа Христос присовокупил краткую притчу, смысл которой сводится к тому, что Бог ожидает от человека определённого плода, то есть чистой совести и милосердия, и иногда Богу приходится вторгаться в нашу жизнь крайне неприятным образом с тем, чтобы мы это поняли, и, поняв, начали меняться в лучшую сторону.

Во времена различных нестроений, войн и катастроф вопрос об их причинах и о людях, которые во всём этом пострадали непосредственным образом, приобретает особую остроту. Время земной жизни Господа Иисуса Христа было именно таким временем: нестроения, войны и катастрофы, и, конечно же, оккупация Израиля Римской империей. Римляне, с одной стороны, были весьма толерантны к местным религиозным предпочтениям, а с другой — они никак не сдерживали себя в том случае, если им начинало казаться, что в захваченных землях назревает бунт. Упоминание апостолом и евангелистом Лукой галилеян, «которых кровь Пилат смешал с жертвами их», уникально для Нового Завета, более того, никто из других древних авторов не упоминал об этой трагедии. Но есть иные свидетельства жестокости прокуратора Иудеи Понтия Пилата, о которых писал иудейский историк Иосиф Флавий. Так, у него можно найти рассказы о том, что в 35 году по Рождестве Христовом «Пилат послал конницу и пехоту к горе Геризим, чтобы воспрепятствовать группе самаритян взойти на их священную гору, и несколько человек было убито. Кроме того, Пилат внёс в Иерусалим военные штандарты с изображением римских императоров, что привело к мятежу. Римский наместник использовал храмовые деньги для постройки водопровода в Иерусалиме, что тоже закончилось мятежом и его подавлением». Наверняка, это лишь малая часть из всех преступлений, совершённых Понтием Пилатом, и убийство группы галилейских паломников во время совершения ими жертвоприношения в Иерусалимском храме вписывается в общую канву деятельности этого человека.

Вполне естественно, что случившееся в храме привело к вопросам. К тем самым вопросам, с которыми так или иначе, но приходится сталкиваться любому человеку: почему Бог попустил эту трагедию? И почему погибли именно эти люди? Христос ничего не стал отвечать на первый вопрос, но Он ответил на второй, Своим ответом Господь предвосхитил мысли о том, что погибшие — да ещё и в храме! — были каким-то образом грешнее прочих: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2–3). Погибшие не были не лучше, не хуже всех других людей, а потому не стоит искать причину трагедии в личных особенностях погибших, то, что произошло в Иерусалимском храме, должно привести не к тому, чтобы всматриваться в других, а к тому, чтобы обратить внимание на самих себя, на собственную душу и на собственную жизнь. В конце своего ответа Христос присовокупил краткую притчу, смысл которой сводится к тому, что Бог ожидает от человека определённого плода, то есть чистой совести и милосердия, и иногда Богу приходится вторгаться в нашу жизнь крайне неприятным образом с тем, чтобы мы это поняли, и, поняв, начали меняться в лучшую сторону.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.