Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 16-21

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Моя первая попытка познакомиться с Евангелием оказалась провальной. В те годы я был студентом технического вуза, а Евангелие каким-то чудом оказалось среди книг нашей домашней библиотеки, и я как-то раз перед сном решил в него заглянуть, открыл наугад, ближе к середине книги и прочитал те слова, которые мы только что услышали: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8: 19–21). Признаюсь, что эта евангельская история меня возмутила, я подумал: «Ну как так?! Разве можно так реагировать на слова о том, что Мама стоит снаружи и хочет увидеть Своего Сына?!». Конечно, тогда я не мог найти ответ на своё возмущение, а потому я закрыл Евангелие как совершенно неподходящую для меня книгу, как то, что противоречит моим представлениям о должном почтительном отношении сына к матери.

Значительно позднее я узнал, что я не одинок в своём недоумении относительно этого евангельского отрывка, некоторое недоумение испытывал и святитель Иоанн Златоуст, правда, в его случае оно было связано не с реакцией Христа Спасителя, а действиями Божией Матери. Вот слова святителя Иоанна: «Его Мать, по той причине, что родила Его, хотела приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей, тогда как должна была чтить Его, как Господа, и поклоняться Ему. Потому-то Он так и отвечал ей тогда. В самом деле, подумай, каково это было, когда при всем народе, окружавшем Его, при многочисленном собрании внимательных слушателей, во время преподавания учения, Мать Его вошла в собрание, стала отвлекать Его от проповеди, чтобы наедине поговорить с Ним, притом и не осталась с Ним в доме, а увлекла Его одного вон оттуда к Себе».

А ещё позднее я понял, что неправы мы оба — и святитель Иоанн Златоуст, и я, и что в этом евангельском эпизоде нет и намёка не непочтительность с чьей бы то ни было стороны, ни со стороны Божией Матери, ни тем более со стороны Господа Иисуса Христа. Но есть место непониманию, причём непониманию со стороны читающих Евангелие, ведь из евангельского текста нельзя сделать вывод, что Сама Пречистая и Преблагословенная Дева попросила позвать Ее Сына ради Неё, да, Она пришла, да, Она не могла к Нему подойти по причине многолюдства, но в Евангелии не зафиксированы Ее слова, это какие-то другие люди дали Спасителю знать, что Его ожидают ближайшие родственники по плоти. Нет в Евангелии и слов о том, что Господь не вышел навстречу Своей Пречистой Матери, да, Он сказал слушающим об истинном родстве, которое зиждется не на плоти, а на богопочитании, на вере во Христа и на исполнении Христовых заповедей, и Первая, Кто их во всей полноте исполнил — Пречистая и Преблагословенная Дева Богородица, Она — во всех смыслах Матерь Бога и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Она Его ближайшая родственница не только по плоти, но и по духу.

Моя первая попытка познакомиться с Евангелием оказалась провальной. В те годы я был студентом технического вуза, а Евангелие каким-то чудом оказалось среди книг нашей домашней библиотеки, и я как-то раз перед сном решил в него заглянуть, открыл наугад, ближе к середине книги и прочитал те слова, которые мы только что услышали: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8: 19–21). Признаюсь, что эта евангельская история меня возмутила, я подумал: «Ну как так?! Разве можно так реагировать на слова о том, что Мама стоит снаружи и хочет увидеть Своего Сына?!». Конечно, тогда я не мог найти ответ на своё возмущение, а потому я закрыл Евангелие как совершенно неподходящую для меня книгу, как то, что противоречит моим представлениям о должном почтительном отношении сына к матери.

Значительно позднее я узнал, что я не одинок в своём недоумении относительно этого евангельского отрывка, некоторое недоумение испытывал и святитель Иоанн Златоуст, правда, в его случае оно было связано не с реакцией Христа Спасителя, а действиями Божией Матери. Вот слова святителя Иоанна: «Его Мать, по той причине, что родила Его, хотела приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей, тогда как должна была чтить Его, как Господа, и поклоняться Ему. Потому-то Он так и отвечал ей тогда. В самом деле, подумай, каково это было, когда при всем народе, окружавшем Его, при многочисленном собрании внимательных слушателей, во время преподавания учения, Мать Его вошла в собрание, стала отвлекать Его от проповеди, чтобы наедине поговорить с Ним, притом и не осталась с Ним в доме, а увлекла Его одного вон оттуда к Себе».

А ещё позднее я понял, что неправы мы оба — и святитель Иоанн Златоуст, и я, и что в этом евангельском эпизоде нет и намёка не непочтительность с чьей бы то ни было стороны, ни со стороны Божией Матери, ни тем более со стороны Господа Иисуса Христа. Но есть место непониманию, причём непониманию со стороны читающих Евангелие, ведь из евангельского текста нельзя сделать вывод, что Сама Пречистая и Преблагословенная Дева попросила позвать Ее Сына ради Неё, да, Она пришла, да, Она не могла к Нему подойти по причине многолюдства, но в Евангелии не зафиксированы Ее слова, это какие-то другие люди дали Спасителю знать, что Его ожидают ближайшие родственники по плоти. Нет в Евангелии и слов о том, что Господь не вышел навстречу Своей Пречистой Матери, да, Он сказал слушающим об истинном родстве, которое зиждется не на плоти, а на богопочитании, на вере во Христа и на исполнении Христовых заповедей, и Первая, Кто их во всей полноте исполнил — Пречистая и Преблагословенная Дева Богородица, Она — во всех смыслах Матерь Бога и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Она Его ближайшая родственница не только по плоти, но и по духу.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.