Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным;

26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Слова Христа Спасителя относительно нечистого духа, который выйдя из человека, имеет свойство через некоторое время возвращаться в компании себе подобных, в контексте 11-й главы Евангелия от Луки звучат немного странно: непосредственно перед этими словами была приведена история чудесного исцеления немого человека, которая послужила поводом для обвинений Христа в том, что исцеление было не знамением Божиим, а бесовским действием, в ответ на эти обвинения Господь в высшей степени убедительно дал понять, что бесы — это не те существа, в среде которых возможны конфликты и разделения, то, что они делают, они делают совместно, потому как у них есть один общий господин, и этот господин не может разделиться в самом себе. Эти слова не выбиваются из общего контекста, тогда как те слова, которые прозвучали сегодня, как кажется, немного об ином — о том, что происходит в духовной жизни человека, именно так эти слова прочитываются и именно так они трактуются — как то, что следует относить исключительно к аскетической борьбе со страстями и их виновниками, то есть с бесовскими силами.

Некоторые современные исследователи полагают, что этот отрывок Евангелия от Луки был заимствован из некоего общего для всех Евангелий источника, и не имеет логической связи с предшествующими ему словами, поэтому его стоит понимать и трактовать как абсолютно независимый. Возможно, это действительно так. Но возможно также и иное, то, о чем в своё время писал, к примеру, святитель Амвросий Медиоланский, который видел в словах Христа ни что иное, как переход Христа Спасителя от апологии Своих действий к обличению людей, пытавшихся обвинить Христа в связи с бесовскими силами. В частности, у святителя Амвросия мы находим такие слова: «Нельзя сомневаться, что это сказано об иудейском народе. Господь в ранее сказанных словах отторг его от Своего Царства. Пойми, что также отторгнуты от Царства Божьего и от Церкви еретики и раскольники, и потому совершенно ясно, что любое собрание раскольников и еретиков не от Бога, но от нечистого духа. Этот человек уподобляется всему иудейскому народу, из которого, благодаря закону, вышел нечистый дух; но нечистый дух не смог найти себе покоя в языческих племенах и народах из-за их веры во Христа, так как Христос попаляет нечистых духов в сердцах язычников, которые прежде были сухи, а потом увлажнились в крещении росою Духа; Он угасил огненные стрелы врага. Поэтому нечистый дух вернулся к иудейскому народу, снаружи благообразному, а внутри осквернённому и порочному».

Конечно, слова святителя Амвросия звучат очень неприятно, они крайне не политкорректны, впрочем, когда мы их читаем, то стоит помнить о том, что святитель Амвросий имел в виду не всех вообще иудеев, ведь и Сам Христос, как и Его апостолы, был иудееми, а только тех, кто напрямую пытался противостоять Христу, тех, кто воздвиг на Него ложные обвинения и в конечном итоге сделал все для Распятия Спасителя. Более того, эти слова могут быть применены к любому человеку, который последовательно и сознательно противостоит Христовой истине и Его словам, при этом национальная принадлежность такого человека не имеет никого значения. Могут быть слова святителя Амвросия применены и к христианам в том случае, если христиане по каким-то причинам не сохраняют себя в чистоте исповедания правой веры, если они остаются христианами лишь по имени, но не по сути.

Слова Христа Спасителя относительно нечистого духа, который выйдя из человека, имеет свойство через некоторое время возвращаться в компании себе подобных, в контексте 11-й главы Евангелия от Луки звучат немного странно: непосредственно перед этими словами была приведена история чудесного исцеления немого человека, которая послужила поводом для обвинений Христа в том, что исцеление было не знамением Божиим, а бесовским действием, в ответ на эти обвинения Господь в высшей степени убедительно дал понять, что бесы — это не те существа, в среде которых возможны конфликты и разделения, то, что они делают, они делают совместно, потому как у них есть один общий господин, и этот господин не может разделиться в самом себе. Эти слова не выбиваются из общего контекста, тогда как те слова, которые прозвучали сегодня, как кажется, немного об ином — о том, что происходит в духовной жизни человека, именно так эти слова прочитываются и именно так они трактуются — как то, что следует относить исключительно к аскетической борьбе со страстями и их виновниками, то есть с бесовскими силами.

Некоторые современные исследователи полагают, что этот отрывок Евангелия от Луки был заимствован из некоего общего для всех Евангелий источника, и не имеет логической связи с предшествующими ему словами, поэтому его стоит понимать и трактовать как абсолютно независимый. Возможно, это действительно так. Но возможно также и иное, то, о чем в своё время писал, к примеру, святитель Амвросий Медиоланский, который видел в словах Христа ни что иное, как переход Христа Спасителя от апологии Своих действий к обличению людей, пытавшихся обвинить Христа в связи с бесовскими силами. В частности, у святителя Амвросия мы находим такие слова: «Нельзя сомневаться, что это сказано об иудейском народе. Господь в ранее сказанных словах отторг его от Своего Царства. Пойми, что также отторгнуты от Царства Божьего и от Церкви еретики и раскольники, и потому совершенно ясно, что любое собрание раскольников и еретиков не от Бога, но от нечистого духа. Этот человек уподобляется всему иудейскому народу, из которого, благодаря закону, вышел нечистый дух; но нечистый дух не смог найти себе покоя в языческих племенах и народах из-за их веры во Христа, так как Христос попаляет нечистых духов в сердцах язычников, которые прежде были сухи, а потом увлажнились в крещении росою Духа; Он угасил огненные стрелы врага. Поэтому нечистый дух вернулся к иудейскому народу, снаружи благообразному, а внутри осквернённому и порочному».

Конечно, слова святителя Амвросия звучат очень неприятно, они крайне не политкорректны, впрочем, когда мы их читаем, то стоит помнить о том, что святитель Амвросий имел в виду не всех вообще иудеев, ведь и Сам Христос, как и Его апостолы, был иудееми, а только тех, кто напрямую пытался противостоять Христу, тех, кто воздвиг на Него ложные обвинения и в конечном итоге сделал все для Распятия Спасителя. Более того, эти слова могут быть применены к любому человеку, который последовательно и сознательно противостоит Христовой истине и Его словам, при этом национальная принадлежность такого человека не имеет никого значения. Могут быть слова святителя Амвросия применены и к христианам в том случае, если христиане по каким-то причинам не сохраняют себя в чистоте исповедания правой веры, если они остаются христианами лишь по имени, но не по сути.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.