Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 24-30

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение — часть обличительной речи Иисуса Христа, в которой сначала звучат заповеди, поддерживающие и направляющие праведников, а затем пророчества, обличающие грешников. Первые три стиха, которые обращены к богатым, пресыщенным и тщеславным людям, в разных словах выражают одну и ту же мысль: итог человеческого существования зависит от того, чей взгляд на мир человек выбрал. Поставив перед собой цель и предприняв необходимые усилия, человек обычно получает то, к чему стремится... Проблема в другом: если он ошибся в цели, усилия будут потрачены впустую и итог его жизни будет трагичен.

Какие же ложные цели особенно выделяет Спаситель?

Богатство, сытость, смех и слава.

И мы с ужасом узнаём в них ценности нашей цивилизации. Кто не хотел бы сегодня обладать имуществом, быть уважаемым человеком, жить сытой и весёлой жизнью? Да и не только сегодня, но и во все времена. Ведь и Спаситель обличает не нашу эпоху, но людей Своего времени. Другое дело, что после грехопадения в отношение греха все мы рождаемся одинаковыми.

Но что греховного в этих вещах? Разве лучше быть нищим, голодным, плачущим и всеми пренебрегаемым?

Проблема, конечно, тоньше, чем кажется. Естественно, Бог сотворил человека для жизни радостной и полной благ. Завершив творение, Господь сказал о мире, что он хорош. Человек — часть мира и значит не какие-то люди, но сам Господь сказал о нём хорошо. И здесь нет ничего удивительного, ведь человек действительно был сотворён хорошим.

Однако, обращая к человеку первые заповеди, Бог практически всё время говорит во множественном числе. Люди должны были совместно владеть землей, совместно питаться, что в свою очередь говорит о том, что они должны были учиться сосуществовать в духе братолюбия и соработничестве. Но, как известно, всё пошло по-другому... и теперь мы живём в мире, который во зле лежит.

Что это значит в практическом смысле?

Значит, что есть богатые и бедные... что есть сытые и голодные, смеющиеся и плачущие, прославляемые и гонимые. И нет ничего плохого ни в богатстве, ни в сытости, ни в смехе, ни в добром слове о человеке, если они взяты сами по себе. Но мир очень конкретен, реален, мы не живём среди явлений вообще, они всегда существуют в определённом контексте.

Итак, богачи не просто богаты, они живут рядом с бедными... Спокойно и даже с чувством превосходства смотрят на них как людей второго сорта... И если это так, слова Христа именно о них, ведь они уже получили то, к чему стремились.

Пресыщенные люди не просто сыты, они знают, что рядом есть голодные, но им всё равно. Они давно перестали об этом переживать... И если это так — они прямо идут против замысла Творца.

Всего два примера того зла, которое царит в мире... и если человек закрывает на них глаза, стремясь к безудержному веселью... он будет плакать, потому что в жизни будущего века этот эгоизм будет для него мучителен.

Естественно, и тот, кто делает всё, чтобы получить похвалу от людей, живущих по законам мира сего, поддерживает эти общие иллюзорные ценности.

Если же мы богаты не за счёт бедных и всячески стремимся им помочь, если делаем всё, чтобы другие были такими же сытыми, как и мы, если радуемся только тогда, когда радуются все, мы становимся хорошими не на словах, но на деле.

Сегодняшнее чтение — часть обличительной речи Иисуса Христа, в которой сначала звучат заповеди, поддерживающие и направляющие праведников, а затем пророчества, обличающие грешников. Первые три стиха, которые обращены к богатым, пресыщенным и тщеславным людям, в разных словах выражают одну и ту же мысль: итог человеческого существования зависит от того, чей взгляд на мир человек выбрал. Поставив перед собой цель и предприняв необходимые усилия, человек обычно получает то, к чему стремится... Проблема в другом: если он ошибся в цели, усилия будут потрачены впустую и итог его жизни будет трагичен.

Какие же ложные цели особенно выделяет Спаситель?

Богатство, сытость, смех и слава.

И мы с ужасом узнаём в них ценности нашей цивилизации. Кто не хотел бы сегодня обладать имуществом, быть уважаемым человеком, жить сытой и весёлой жизнью? Да и не только сегодня, но и во все времена. Ведь и Спаситель обличает не нашу эпоху, но людей Своего времени. Другое дело, что после грехопадения в отношение греха все мы рождаемся одинаковыми.

Но что греховного в этих вещах? Разве лучше быть нищим, голодным, плачущим и всеми пренебрегаемым?

Проблема, конечно, тоньше, чем кажется. Естественно, Бог сотворил человека для жизни радостной и полной благ. Завершив творение, Господь сказал о мире, что он хорош. Человек — часть мира и значит не какие-то люди, но сам Господь сказал о нём хорошо. И здесь нет ничего удивительного, ведь человек действительно был сотворён хорошим.

Однако, обращая к человеку первые заповеди, Бог практически всё время говорит во множественном числе. Люди должны были совместно владеть землей, совместно питаться, что в свою очередь говорит о том, что они должны были учиться сосуществовать в духе братолюбия и соработничестве. Но, как известно, всё пошло по-другому... и теперь мы живём в мире, который во зле лежит.

Что это значит в практическом смысле?

Значит, что есть богатые и бедные... что есть сытые и голодные, смеющиеся и плачущие, прославляемые и гонимые. И нет ничего плохого ни в богатстве, ни в сытости, ни в смехе, ни в добром слове о человеке, если они взяты сами по себе. Но мир очень конкретен, реален, мы не живём среди явлений вообще, они всегда существуют в определённом контексте.

Итак, богачи не просто богаты, они живут рядом с бедными... Спокойно и даже с чувством превосходства смотрят на них как людей второго сорта... И если это так, слова Христа именно о них, ведь они уже получили то, к чему стремились.

Пресыщенные люди не просто сыты, они знают, что рядом есть голодные, но им всё равно. Они давно перестали об этом переживать... И если это так — они прямо идут против замысла Творца.

Всего два примера того зла, которое царит в мире... и если человек закрывает на них глаза, стремясь к безудержному веселью... он будет плакать, потому что в жизни будущего века этот эгоизм будет для него мучителен.

Естественно, и тот, кто делает всё, чтобы получить похвалу от людей, живущих по законам мира сего, поддерживает эти общие иллюзорные ценности.

Если же мы богаты не за счёт бедных и всячески стремимся им помочь, если делаем всё, чтобы другие были такими же сытыми, как и мы, если радуемся только тогда, когда радуются все, мы становимся хорошими не на словах, но на деле.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.