Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-4

01 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

02 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

03 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

04 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Согласно закону Ветхого Завета, изложенному в книге Исход, каждый израильтянин старше двадцати лет должен был платить налог на содержание Иерусалимского храма. В самой книге Исход этот закон сформулирован так: «Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля <...> приношение Господу; всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших» (Исх. 30:13–15). В этом тексте книги Исход мы видим сразу два важных момента: во-первых, в нем идёт речь о регулярной переписи израильтян, а во-вторых, о храмовом налоге, который распространяется на всех участвовавших в переписи взрослых людей.

Из Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель и Его семья участвовали в переписи, именно поэтому Он и родился не в Галилее, где в последствии вырос, а в Вифлееме, правда, та перепись была инициирована не религиозными властями Израиля, а императором Августом, и касалась она всей Римской империи. Но из самого того факта, что Христос с семьёй участвовали в гражданской переписи, можно сделать вывод, что они не уклонялись и от исчисления израильского народа по заповеданному книгой Исход принципу, как не уклонялись и от подати на Иерусалимский храм, поэтому не совсем понятен вопрос тех людей, которые собирали дидрахмы, ведь в этом вопросе явным образом звучит некоторое сомнение. Впрочем, самое интересное начинается позже, и состоит оно в вопросе Христа, адресованном апостолу Петру: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?». Совершенно очевидно, что этот вопрос прозвучал в контексте подати на храм, но понимать его можно несколькими способами. К примеру, под «своими сынами» можно понимать подданных Римской империи, которые платили меньше налогов, чем жители оккупированных Римом территорий, а можно понимать и собственных царских детей, так, как это понимал святитель Иоанн Златоуст. Далее в своём комментарии святитель Иоанн несколько продлил мысль Христа Спасителя и написал так: «Если цари земные не берут подати с сыновей своих, но с чужих, то тем более Я должен быть свободен от требования их, Царь и Сын Царя — не земного, а Небесного».

Но несмотря на все это, Христос соглашается отдать требуемые сборщиками податей деньги. Он поступал так всякий раз, когда дело касалось установлений уже изжившего себя закона Ветхого Завета, Господь, разными способами указывая на несостоятельность закона применительно к Нему Самому, ни разу не отказался от исполнения этого закона. Такой подход позднее был принят и Церковью: Церковь никогда и нигде не выступала против внешних по отношению к Ней законов, за исключением тех случаев, когда законы входили в явное противоречие с христианскими установлениями. Таким образом Церковь призывает поступать и всех своих чад.

Согласно закону Ветхого Завета, изложенному в книге Исход, каждый израильтянин старше двадцати лет должен был платить налог на содержание Иерусалимского храма. В самой книге Исход этот закон сформулирован так: «Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля <...> приношение Господу; всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших» (Исх. 30:13–15). В этом тексте книги Исход мы видим сразу два важных момента: во-первых, в нем идёт речь о регулярной переписи израильтян, а во-вторых, о храмовом налоге, который распространяется на всех участвовавших в переписи взрослых людей.

Из Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель и Его семья участвовали в переписи, именно поэтому Он и родился не в Галилее, где в последствии вырос, а в Вифлееме, правда, та перепись была инициирована не религиозными властями Израиля, а императором Августом, и касалась она всей Римской империи. Но из самого того факта, что Христос с семьёй участвовали в гражданской переписи, можно сделать вывод, что они не уклонялись и от исчисления израильского народа по заповеданному книгой Исход принципу, как не уклонялись и от подати на Иерусалимский храм, поэтому не совсем понятен вопрос тех людей, которые собирали дидрахмы, ведь в этом вопросе явным образом звучит некоторое сомнение. Впрочем, самое интересное начинается позже, и состоит оно в вопросе Христа, адресованном апостолу Петру: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?». Совершенно очевидно, что этот вопрос прозвучал в контексте подати на храм, но понимать его можно несколькими способами. К примеру, под «своими сынами» можно понимать подданных Римской империи, которые платили меньше налогов, чем жители оккупированных Римом территорий, а можно понимать и собственных царских детей, так, как это понимал святитель Иоанн Златоуст. Далее в своём комментарии святитель Иоанн несколько продлил мысль Христа Спасителя и написал так: «Если цари земные не берут подати с сыновей своих, но с чужих, то тем более Я должен быть свободен от требования их, Царь и Сын Царя — не земного, а Небесного».

Но несмотря на все это, Христос соглашается отдать требуемые сборщиками податей деньги. Он поступал так всякий раз, когда дело касалось установлений уже изжившего себя закона Ветхого Завета, Господь, разными способами указывая на несостоятельность закона применительно к Нему Самому, ни разу не отказался от исполнения этого закона. Такой подход позднее был принят и Церковью: Церковь никогда и нигде не выступала против внешних по отношению к Ней законов, за исключением тех случаев, когда законы входили в явное противоречие с христианскими установлениями. Таким образом Церковь призывает поступать и всех своих чад.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.