Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, читается отрывок из Евангелия от Иоанна про доброго пастыря. Неспроста именно это зачало избрано для дней памяти святых, на плечах которых лежала непростая ноша власти — была ли она внутри Церкви, как у святителей, или же в государстве — как у равноапостольного Владимира.

Евангелие противопоставляет две модели управления: хищническую и отеческую или пастырскую. Для хищника — разбойника — овцы имеют только одну ценность — возможной быстрой наживы. Вор их не растит, не кормит, не лечит, он не привязывается к каждой овце, не носит на руках милых ягнят — одним словом, они для него — всего лишь «вещи», хоть и живые.

Пастырь добрый, напротив, знает каждую овцу по имени, понимает её характер, она дорога ему не только как составляющая материального благосостояния, но и просто сама по себе. И, конечно, нет ничего удивительного в том, что в лучах любви хорошего пастуха овцы расцветают здоровьем и радуют глаз!

Власть неизбежно связана с правом владения, обладания. Без этого она — беспомощна и бездейственна. Но это право — двойственное: оно легко может стать правом на беззаконное, хищническое властвование. Примеров тому — не счесть на любом уровне. Именно поэтому испытание властью — одно из самых тяжёлых: зачастую человек и не подозревает, пока на него не свалится достаточно много полномочий, сколько сидело в нём властолюбия, алчности, готовности идти на подлог и обман ради достижения своих целей — когда все возможности в его руках.

Святые, которые смогли совладать с оказавшейся в их руках властью, отличаются от обычных людей одной очень значимой чертой: они смогли существенно измениться, оказавшись у руля управления. И ярчайший пример тому — святой князь Владимир. Даже если оставим в стороне историю выбора веры, нетрудно заметить: приняв православие, он сам захотел быть настоящим, нелицемерным христианином. Для этого ему пришлось оставить многое из привычек предыдущей, греховной, языческой жизни, радикально пересмотреть все ценности — причём делать это вовсе не в доброжелательной среде. Ведь для вчерашних язычников христианская добродетель смирения и прощения выглядела слабостью, милосердие — глупостью, богослужение — непонятной чужеземной тарабарщиной. Чтобы прорваться сквозь эту среду, надо было не только иметь огромную волю — но и чётко осознавать, ради чего идёшь на такие риски, куда именно ты хочешь привести вверенное тебе Богом стадо пасомых людей.

Святой Владимир — смог. И мы сегодня пожинаем плоды от его «доброго сеяния». Его пример — это своего рода икона настоящего правителя, готового отказаться от многого, что ранее было дорого, ради блага тех, кто доверился ему.

И в этот великий для нашей земли день хочется пожелать всем начальствующим — на любом уровне, от самых малых до великих — быть верными подражателями Крестителю Руси — в первую очередь в служении своему народу, мудром водительстве к общему благу с чистой совестью и вдохновлённым верой сердцем! Да будет так!

Сегодня, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, читается отрывок из Евангелия от Иоанна про доброго пастыря. Неспроста именно это зачало избрано для дней памяти святых, на плечах которых лежала непростая ноша власти — была ли она внутри Церкви, как у святителей, или же в государстве — как у равноапостольного Владимира.

Евангелие противопоставляет две модели управления: хищническую и отеческую или пастырскую. Для хищника — разбойника — овцы имеют только одну ценность — возможной быстрой наживы. Вор их не растит, не кормит, не лечит, он не привязывается к каждой овце, не носит на руках милых ягнят — одним словом, они для него — всего лишь «вещи», хоть и живые.

Пастырь добрый, напротив, знает каждую овцу по имени, понимает её характер, она дорога ему не только как составляющая материального благосостояния, но и просто сама по себе. И, конечно, нет ничего удивительного в том, что в лучах любви хорошего пастуха овцы расцветают здоровьем и радуют глаз!

Власть неизбежно связана с правом владения, обладания. Без этого она — беспомощна и бездейственна. Но это право — двойственное: оно легко может стать правом на беззаконное, хищническое властвование. Примеров тому — не счесть на любом уровне. Именно поэтому испытание властью — одно из самых тяжёлых: зачастую человек и не подозревает, пока на него не свалится достаточно много полномочий, сколько сидело в нём властолюбия, алчности, готовности идти на подлог и обман ради достижения своих целей — когда все возможности в его руках.

Святые, которые смогли совладать с оказавшейся в их руках властью, отличаются от обычных людей одной очень значимой чертой: они смогли существенно измениться, оказавшись у руля управления. И ярчайший пример тому — святой князь Владимир. Даже если оставим в стороне историю выбора веры, нетрудно заметить: приняв православие, он сам захотел быть настоящим, нелицемерным христианином. Для этого ему пришлось оставить многое из привычек предыдущей, греховной, языческой жизни, радикально пересмотреть все ценности — причём делать это вовсе не в доброжелательной среде. Ведь для вчерашних язычников христианская добродетель смирения и прощения выглядела слабостью, милосердие — глупостью, богослужение — непонятной чужеземной тарабарщиной. Чтобы прорваться сквозь эту среду, надо было не только иметь огромную волю — но и чётко осознавать, ради чего идёшь на такие риски, куда именно ты хочешь привести вверенное тебе Богом стадо пасомых людей.

Святой Владимир — смог. И мы сегодня пожинаем плоды от его «доброго сеяния». Его пример — это своего рода икона настоящего правителя, готового отказаться от многого, что ранее было дорого, ради блага тех, кто доверился ему.

И в этот великий для нашей земли день хочется пожелать всем начальствующим — на любом уровне, от самых малых до великих — быть верными подражателями Крестителю Руси — в первую очередь в служении своему народу, мудром водительстве к общему благу с чистой совестью и вдохновлённым верой сердцем! Да будет так!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

This website uses cookies.