Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 1-11

01 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

02 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

03 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

04 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

05 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

06 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

07 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

08 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

09 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Для нашего слуха ситуация конфликта между Иисусом и фарисеями выглядит несколько странной: и действительно, что плохого в том, чтобы перед едой помыть руки? Даже с обычной, гигиенической, точки зрения? Чтобы понять, в чём же здесь заключается интрига, давайте повнимательнее рассмотрим, о каком омовении рук идёт речь.

Всякому иудею раввинами было предписано перед вкушением хлеба совершать ритуал омовения рук. Для этого брался специальный кувшин с двумя ручками — которые находились рядом друг с другом — и поочерёдно на поднятую вверх руку возливалась вода так, чтобы от пальцев она стекала к локтю. Затем руки менялись — «нечистой» рукой брались за «нечистую» ручку кувшина, а затем, уже «чистая» рука убирала за «чистую» ручку кувшин на место.

Как мы видим, речь здесь идёт вовсе не о гигиене — это ритуальное смытие «нечистоты» с рук, дабы через вкушение пищи не принять её внутрь себя.

Но откуда такая озадаченность ритуальной чистотой? Ответ лежит на поверхности: через понятную оппозицию «чистый» — «скверный» легче осознать, что «должное» и что «неправильное». Это разделение — «что такое хорошо, и что такое плохо» — прекрасный педагогический приём, без которого невозможно научиться в том числе и нравственному различению — особенно когда в реальности всё сложно и многопланово.

В чём же упрекает фарисеев Иисус — если смотреть из этой перспективы на сегодняшнее чтение? В том, что сам по себе очень хороший и правильный ритуал омовения стал самодостаточной симуляцией, подделкой: вместо того, чтобы внимание обратить на самого себя, свои мысли, чувства, переживания — и именно там не допускать ничего дурного — акцент перешёл на сам обряд — который, естественно, сам по себе не способен избавить ни от дурных помыслов, ни от нечистых пожеланий.

О, как бы и нам хотелось, чтобы в Церкви были повсюду расставлены такие «волшебные кнопочки», прикоснувшись к которым все нечистоты нашей души моментально «обнулялись»! Приложился столько-то раз к святым мощам, или поклонился чудотворному образу, или облился водой из такого-то источника, или — да мало ли что может быть! — и всю грязь из души мигом смыло! Какая бы тогда наша вера была лёгкой, простой и доступной! Главное — добраться до «кнопочки» и успеть её «нажать!»

Но, к счастью, сегодня Господь в Евангелии нас категорично предостерегает: а нет таких «волшебных кнопочек» — даже в Церкви! Нет, любая святыня — какой бы скромной, вроде бумажной иконочки на стене — или, напротив, значимой — как таинства Церкви — она ни была — способна творить чудеса. Но — только при одном условии: если сам человек становится активным, сознательным, живым соучастником этого процесса освящения и очищения! Вот тогда и запускается Чудо Божественного Резонанса: один свободный и сознательный шаг навстречу Богу подхватывается Его силой — перед которой уже ничто и никто устоять не может!

Как же важно в духовной жизни научиться правильно использовать внешние ритуалы и обряды — не обесценивая их, не пренебрегая ими — но и не превращая их в самодовлеющие истуканы!

Для нашего слуха ситуация конфликта между Иисусом и фарисеями выглядит несколько странной: и действительно, что плохого в том, чтобы перед едой помыть руки? Даже с обычной, гигиенической, точки зрения? Чтобы понять, в чём же здесь заключается интрига, давайте повнимательнее рассмотрим, о каком омовении рук идёт речь.

Всякому иудею раввинами было предписано перед вкушением хлеба совершать ритуал омовения рук. Для этого брался специальный кувшин с двумя ручками — которые находились рядом друг с другом — и поочерёдно на поднятую вверх руку возливалась вода так, чтобы от пальцев она стекала к локтю. Затем руки менялись — «нечистой» рукой брались за «нечистую» ручку кувшина, а затем, уже «чистая» рука убирала за «чистую» ручку кувшин на место.

Как мы видим, речь здесь идёт вовсе не о гигиене — это ритуальное смытие «нечистоты» с рук, дабы через вкушение пищи не принять её внутрь себя.

Но откуда такая озадаченность ритуальной чистотой? Ответ лежит на поверхности: через понятную оппозицию «чистый» — «скверный» легче осознать, что «должное» и что «неправильное». Это разделение — «что такое хорошо, и что такое плохо» — прекрасный педагогический приём, без которого невозможно научиться в том числе и нравственному различению — особенно когда в реальности всё сложно и многопланово.

В чём же упрекает фарисеев Иисус — если смотреть из этой перспективы на сегодняшнее чтение? В том, что сам по себе очень хороший и правильный ритуал омовения стал самодостаточной симуляцией, подделкой: вместо того, чтобы внимание обратить на самого себя, свои мысли, чувства, переживания — и именно там не допускать ничего дурного — акцент перешёл на сам обряд — который, естественно, сам по себе не способен избавить ни от дурных помыслов, ни от нечистых пожеланий.

О, как бы и нам хотелось, чтобы в Церкви были повсюду расставлены такие «волшебные кнопочки», прикоснувшись к которым все нечистоты нашей души моментально «обнулялись»! Приложился столько-то раз к святым мощам, или поклонился чудотворному образу, или облился водой из такого-то источника, или — да мало ли что может быть! — и всю грязь из души мигом смыло! Какая бы тогда наша вера была лёгкой, простой и доступной! Главное — добраться до «кнопочки» и успеть её «нажать!»

Но, к счастью, сегодня Господь в Евангелии нас категорично предостерегает: а нет таких «волшебных кнопочек» — даже в Церкви! Нет, любая святыня — какой бы скромной, вроде бумажной иконочки на стене — или, напротив, значимой — как таинства Церкви — она ни была — способна творить чудеса. Но — только при одном условии: если сам человек становится активным, сознательным, живым соучастником этого процесса освящения и очищения! Вот тогда и запускается Чудо Божественного Резонанса: один свободный и сознательный шаг навстречу Богу подхватывается Его силой — перед которой уже ничто и никто устоять не может!

Как же важно в духовной жизни научиться правильно использовать внешние ритуалы и обряды — не обесценивая их, не пренебрегая ими — но и не превращая их в самодовлеющие истуканы!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.