Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 25

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 1-13

01 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

02 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

03 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

04 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

05 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

06 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

07 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

08 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

09 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Заповеди Ветхого Завета были очень просты, они явным образом предписывали то, что нужно делать и то, от чего необходимо воздерживаться. Если заповедь говорит «не убий», значит, нельзя убивать. Если заповедь говорит «не укради», значит, не надо красть. Всё предельно ясно. Есть, конечно, к этим заповедям и некоторые вопросы. К примеру, из текста «не укради» не вполне очевидно, до какого предела простирается эта заповедь: уклонение от уплаты налогов является её нарушением или нет? А бесконтрольный расход воды в гостиничном номере? А использование чужой карты лояльности в магазине? По отношению к любой из заповедей Ветхого Завета подобных вопросов может быть бесконечное множество, но все они лежат в сугубо практической плоскости, они являются попытками осознать, какое действие является грехом, а какое нет. У Церкви за годы её исторического бытия накопились внятные и подробные ответы на абсолютное большинство вопросов такого рода, эти ответы содержатся в многочисленных трудах как древних святых, так и современных нам подвижников благочестия.

С Христовыми заповедями блаженств всё значительно сложнее, ведь они не диктуют то, как должен поступать человек в той или иной ситуации, поэтому понять, что является грехом против этих заповедей, крайне непросто. Более того, весьма затруднительно вообще говорить о грехе против них. Как, к примеру, можно согрешить против заповеди о блаженстве изгнанных за правду? Неужели против неё виновен тот, кто возвещает Христову истину, но почему-то не подвергается за это гонениям?

Если мы внимательно посмотрим на евангельские изречения Христа, то мы почти не найдём в них конкретных руководств к действию. Причина проста: все они, в том числе и заповеди блаженств, имеют своей целью не создание земного благополучного общества, а преобразование души человека для достижения им Христова Царства, поэтому слова Спасителя регламентируют не физическую жизнь, а внутреннее устроение человека, следовательно, их невозможно корректно трансформировать в привычную нам форму строгого закона, ведь они превосходят всё то, что имеет какое-либо отношение к временной жизни. Слова Христовы своё действие простирают значительно дальше — они самым непосредственным образом воздействуют на душу человеку, и воспринимать их надо именно так: через молитвенное размышление и через погружение своего ума в труды тех наших предшественников в вере, жизнь которых засвидетельствована святостью.

Заповеди Ветхого Завета были очень просты, они явным образом предписывали то, что нужно делать и то, от чего необходимо воздерживаться. Если заповедь говорит «не убий», значит, нельзя убивать. Если заповедь говорит «не укради», значит, не надо красть. Всё предельно ясно. Есть, конечно, к этим заповедям и некоторые вопросы. К примеру, из текста «не укради» не вполне очевидно, до какого предела простирается эта заповедь: уклонение от уплаты налогов является её нарушением или нет? А бесконтрольный расход воды в гостиничном номере? А использование чужой карты лояльности в магазине? По отношению к любой из заповедей Ветхого Завета подобных вопросов может быть бесконечное множество, но все они лежат в сугубо практической плоскости, они являются попытками осознать, какое действие является грехом, а какое нет. У Церкви за годы её исторического бытия накопились внятные и подробные ответы на абсолютное большинство вопросов такого рода, эти ответы содержатся в многочисленных трудах как древних святых, так и современных нам подвижников благочестия.

С Христовыми заповедями блаженств всё значительно сложнее, ведь они не диктуют то, как должен поступать человек в той или иной ситуации, поэтому понять, что является грехом против этих заповедей, крайне непросто. Более того, весьма затруднительно вообще говорить о грехе против них. Как, к примеру, можно согрешить против заповеди о блаженстве изгнанных за правду? Неужели против неё виновен тот, кто возвещает Христову истину, но почему-то не подвергается за это гонениям?

Если мы внимательно посмотрим на евангельские изречения Христа, то мы почти не найдём в них конкретных руководств к действию. Причина проста: все они, в том числе и заповеди блаженств, имеют своей целью не создание земного благополучного общества, а преобразование души человека для достижения им Христова Царства, поэтому слова Спасителя регламентируют не физическую жизнь, а внутреннее устроение человека, следовательно, их невозможно корректно трансформировать в привычную нам форму строгого закона, ведь они превосходят всё то, что имеет какое-либо отношение к временной жизни. Слова Христовы своё действие простирают значительно дальше — они самым непосредственным образом воздействуют на душу человеку, и воспринимать их надо именно так: через молитвенное размышление и через погружение своего ума в труды тех наших предшественников в вере, жизнь которых засвидетельствована святостью.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

This website uses cookies.