Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 8-22

08 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

09 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]

12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]

14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его.

15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман.

18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.

19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение.

20 Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.

21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

22 Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Притчи Соломона делают очень неожиданное противопоставление: с точки зрения автора Притчей, разум противоположен не недостатку интеллектуальных способностей, а развращённому сердцу: «Хвалят человека по мере разума его, а развращённый сердцем будет в презрении». Получается, что разумен лишь тот, кто поступает по заповедям, ведь словосочетание «развращённое сердце» на языке Священного Писания указывает на человека, который уклоняется от соблюдения закона Божия. Это очень интересная мысль, хотя, конечно, многим она может показаться несколько неожиданной и весьма спорной.

Но давайте подумаем.

Сильный интеллект подразумевает, что человек способен учиться и строить компетентные умозаключения на основе полученных знаний. Кроме того, такой человек способен адекватно оценивать риски и не принимать каких-либо спонтанных ничем не мотивированных решений, а это означает, что он умеет осознавать своё психологическое состояние и делать выводы относительно самого себя, более того, он знает, каким образом можно вывести себя из тех состояний, которые толкают его к неразумным решениям и действиям. Все существующие знания можно разделить на две категории: на те, которые подвергаются изменению, и на неизменные законы бытия. Перед каждым человеком стоит задача каким-то образом соотносить постоянно меняющуюся информацию с тем, что неизменно. Священное Писание даёт нам представление о базовых законах мира, в котором мы живём, конечно, не о физических законах и не об экономических, а о моральных. Если ориентироваться в тексте Писания и владеть навыками его интерпретации, то становится очевидным, какие именно последствия влечёт за собой то или иное действие. Вместе с этим становится понятным и весь возможный спектр тех психологических состояний, при которых лучшим решением будет не принимать никаких решений, кроме одного: решения о том, что из существующего психологического состояния нужно каким-то образом выходить. И здесь нам тоже на помощь приходит Священное Писание, в качестве средств борьбы с контрпродуктивными психологическими состояниями оно предлагает нам сосредоточиться на исполнении заповедей и, конечно же, на молитве. После этого, придя в норму, человек сможет соотнести совокупность доступного ему меняющегося знания с законами бытия, изложенными в Писании, и сделать выводы, которые не будут ошибочными, то есть поступить разумно.

Здесь мы приходим к тому, с чего начали: разумен не тот, у кого от природы сильный интеллект и благоприобретённое хорошее образование, а тот, кто поступает разумно, поступать же так возможно лишь с опорой на вечно актуальные истины Священного Писания.

Притчи Соломона делают очень неожиданное противопоставление: с точки зрения автора Притчей, разум противоположен не недостатку интеллектуальных способностей, а развращённому сердцу: «Хвалят человека по мере разума его, а развращённый сердцем будет в презрении». Получается, что разумен лишь тот, кто поступает по заповедям, ведь словосочетание «развращённое сердце» на языке Священного Писания указывает на человека, который уклоняется от соблюдения закона Божия. Это очень интересная мысль, хотя, конечно, многим она может показаться несколько неожиданной и весьма спорной.

Но давайте подумаем.

Сильный интеллект подразумевает, что человек способен учиться и строить компетентные умозаключения на основе полученных знаний. Кроме того, такой человек способен адекватно оценивать риски и не принимать каких-либо спонтанных ничем не мотивированных решений, а это означает, что он умеет осознавать своё психологическое состояние и делать выводы относительно самого себя, более того, он знает, каким образом можно вывести себя из тех состояний, которые толкают его к неразумным решениям и действиям. Все существующие знания можно разделить на две категории: на те, которые подвергаются изменению, и на неизменные законы бытия. Перед каждым человеком стоит задача каким-то образом соотносить постоянно меняющуюся информацию с тем, что неизменно. Священное Писание даёт нам представление о базовых законах мира, в котором мы живём, конечно, не о физических законах и не об экономических, а о моральных. Если ориентироваться в тексте Писания и владеть навыками его интерпретации, то становится очевидным, какие именно последствия влечёт за собой то или иное действие. Вместе с этим становится понятным и весь возможный спектр тех психологических состояний, при которых лучшим решением будет не принимать никаких решений, кроме одного: решения о том, что из существующего психологического состояния нужно каким-то образом выходить. И здесь нам тоже на помощь приходит Священное Писание, в качестве средств борьбы с контрпродуктивными психологическими состояниями оно предлагает нам сосредоточиться на исполнении заповедей и, конечно же, на молитве. После этого, придя в норму, человек сможет соотнести совокупность доступного ему меняющегося знания с законами бытия, изложенными в Писании, и сделать выводы, которые не будут ошибочными, то есть поступить разумно.

Здесь мы приходим к тому, с чего начали: разумен не тот, у кого от природы сильный интеллект и благоприобретённое хорошее образование, а тот, кто поступает разумно, поступать же так возможно лишь с опорой на вечно актуальные истины Священного Писания.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

This website uses cookies.