Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22

01 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

02 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

03 если будешь призывать знание и взывать к разуму;

04 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

05 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

06 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум;

07 Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно;

08 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

09 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам;

19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;

22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Притчи Соломона — это далеко не единственный древний литературный памятник, в котором отец адресует поучение своему сыну. Такого рода литература существовала и за пределами мира Древнего Израиля, к примеру, можно вспомнить об очень похожей на некоторые фрагменты Притчей египетской книге «Поучение Аменемопе, сына Канехта». Многие авторитетные исследователи видят в книге Притчей прямые заимствования из этого египетского памятника. Действительно, в них есть немало общего, но отличий, причём существенных, значительно больше. Во-первых, они отличаются объёмами — египетская книга значительно короче, а во-вторых, «Поучение Аменемопе» содержит в себе лишь житейские поучения, тогда как таковые составляют лишь небольшую часть книги Притчей, основной же её объем содержит в себе наставления относительно мудрости, которая самым непосредственным образом соотносится с Богом как Источником всякого блага.

Конечно, мудрость, тем более мудрость от Бога, — очень вожделенна, ведь она способна совершенно изменить жизнь её носителя, тот, кто ей обладает, уже не находится в плену бытовых представлений о сущности явлений, он видит ясно и отчётливо понимает, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы избегать неприятных и неожиданных последствий. Но как достигнуть такого состояния, как получить дар исходящей от Бога мудрости? Ответ книги Притчей Соломона таков: в первую очередь необходимо жить нравственной жизнью и вместе с этим погружать свой ум в наставления мудрецов, а это значительно проще сказать, чем сделать, в прежние эпохи такого рода наставления не всегда были доступны в силу дороговизны книг, да и читать умели далеко не все. Сегодня же ситуация иная: складывать из букв слова все способны с самого раннего детства, литература ничего не стоит, она кругом, достаточно лишь ввести поисковый запрос, но чтение и понимание сложных текстов требует напряжённой работы ума, к которой тем труднее себя подвигнуть, чем больше вокруг нас информации иного рода — развлекательной и увеселительной. В итоге же получается, что мы оказываемся в той же самой ситуации, что и люди времён написания книги Притчей: для достижения мудрости нам необходимо к ней стремиться с усердием золотоискателей Клондайка, правда, Соломон написал свою книгу значительно раньше начала «золотой лихорадки», а потому он это стремление выразил в таких словах: «будешь искать... как серебра, и отыскивать его, как сокровище».

Притчи Соломона — это далеко не единственный древний литературный памятник, в котором отец адресует поучение своему сыну. Такого рода литература существовала и за пределами мира Древнего Израиля, к примеру, можно вспомнить об очень похожей на некоторые фрагменты Притчей египетской книге «Поучение Аменемопе, сына Канехта». Многие авторитетные исследователи видят в книге Притчей прямые заимствования из этого египетского памятника. Действительно, в них есть немало общего, но отличий, причём существенных, значительно больше. Во-первых, они отличаются объёмами — египетская книга значительно короче, а во-вторых, «Поучение Аменемопе» содержит в себе лишь житейские поучения, тогда как таковые составляют лишь небольшую часть книги Притчей, основной же её объем содержит в себе наставления относительно мудрости, которая самым непосредственным образом соотносится с Богом как Источником всякого блага.

Конечно, мудрость, тем более мудрость от Бога, — очень вожделенна, ведь она способна совершенно изменить жизнь её носителя, тот, кто ей обладает, уже не находится в плену бытовых представлений о сущности явлений, он видит ясно и отчётливо понимает, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы избегать неприятных и неожиданных последствий. Но как достигнуть такого состояния, как получить дар исходящей от Бога мудрости? Ответ книги Притчей Соломона таков: в первую очередь необходимо жить нравственной жизнью и вместе с этим погружать свой ум в наставления мудрецов, а это значительно проще сказать, чем сделать, в прежние эпохи такого рода наставления не всегда были доступны в силу дороговизны книг, да и читать умели далеко не все. Сегодня же ситуация иная: складывать из букв слова все способны с самого раннего детства, литература ничего не стоит, она кругом, достаточно лишь ввести поисковый запрос, но чтение и понимание сложных текстов требует напряжённой работы ума, к которой тем труднее себя подвигнуть, чем больше вокруг нас информации иного рода — развлекательной и увеселительной. В итоге же получается, что мы оказываемся в той же самой ситуации, что и люди времён написания книги Притчей: для достижения мудрости нам необходимо к ней стремиться с усердием золотоискателей Клондайка, правда, Соломон написал свою книгу значительно раньше начала «золотой лихорадки», а потому он это стремление выразил в таких словах: «будешь искать... как серебра, и отыскивать его, как сокровище».

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.