Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 33-39

33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как фарисеи обращают ко Христу вопрос: почему Его ученики, в отличие от учеников Иоанна или их собственных, не постятся. Вопрос этот, конечно, возник не просто так. Фарисеи и книжники почитали закон Моисеев, как и все прочие. Но не меньше закона они почитали традиции старцев, которые некоторые сферы в законе делали более строгими, чем это требовалось. Услышав о Христе, они ожидали увидеть человека строгих нравов. Постника, молитвенника, аскета, не общающегося с грешниками. Однако Христос, который, конечно, знал, что такое пост и молитва, в отношении к грешникам с ними не совпадал, не подходил под их мерки и стереотипы. Он готов был общаться с ними, но не свысока, не обличая, а в дружеской беседе за столом, мягко располагая их к покаянию. Фарисеев, несомненно, это не только смущало, но и возмущало настолько, что они не стеснялись высказываться по этому поводу. Зная их возмущение, Спаситель говорил им о том, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. И вот тут-то фарисеи спросили про апостолов. Ладно грешники, мытари и блудники... Ладно Ты Сам, желая обратить грешников, но в своей собственной общине, когда речь идет не о слабых и безвольных людях, а о тех, кто призван стремиться к праведной жизни... Казалось бы, у них не может быть никаких отговорок.

Отвечая им Христос говорит о том, что не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених. Ссылка эта, с одной стороны, вполне понятна. Во время свадьбы пост не уместен, потому что он связан с печалью, как часть покаянной практики. Но, с другой стороны, совершенно не понятно, как связана тема брака и ученичества. Сыны чертога брачного путь не постятся, но причем здесь ты, если ты не жених, а проповедник?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься о том, в чем подлинный смысл брака? Сегодня люди этого практически не понимают. Многие начинают жить до свадьбы общей жизнью, полагая, что брак может быть пробным: один, другой, третий... Однако брак в христианской традиции воспринимается не только как место общей жизни, но и как школа этой жизни... Он не что-то готовое, что можно попробовать и отказаться — он создается совместными усилиями, в него входят для того, чтобы научиться новым отношениям, вырасти в них духовно. Именно в этом смысле Христос может сравнивать себя с женихом. Как жених и невеста учатся выстраивать новые отношения, так Христос учит апостолов выстраивать новые отношения с Богом и ближними. Именно поэтому Он говорит о новом вине, которое может разорвать старые мехи. Ведь для того, чтобы понять разницу между фарисейским и христианским подходом к вере, мало интеллектуально осмыслить особенности догматики того и другого, надо увидеть разницу в восприятии Бога.

Люди часто воспринимают телесные подвиги, как самоценные и, думаю, что они больше угодят Богу. Но именно Бог еще в Ветхом завете сказал им на это: Вы слышали, что я милости хочу, а не жертвы! Собственно, и словом, и делом, пойдя ради людей на крест, Иисус Христос учил этому своих учеников, а через них каждого из нас.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как фарисеи обращают ко Христу вопрос: почему Его ученики, в отличие от учеников Иоанна или их собственных, не постятся. Вопрос этот, конечно, возник не просто так. Фарисеи и книжники почитали закон Моисеев, как и все прочие. Но не меньше закона они почитали традиции старцев, которые некоторые сферы в законе делали более строгими, чем это требовалось. Услышав о Христе, они ожидали увидеть человека строгих нравов. Постника, молитвенника, аскета, не общающегося с грешниками. Однако Христос, который, конечно, знал, что такое пост и молитва, в отношении к грешникам с ними не совпадал, не подходил под их мерки и стереотипы. Он готов был общаться с ними, но не свысока, не обличая, а в дружеской беседе за столом, мягко располагая их к покаянию. Фарисеев, несомненно, это не только смущало, но и возмущало настолько, что они не стеснялись высказываться по этому поводу. Зная их возмущение, Спаситель говорил им о том, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. И вот тут-то фарисеи спросили про апостолов. Ладно грешники, мытари и блудники... Ладно Ты Сам, желая обратить грешников, но в своей собственной общине, когда речь идет не о слабых и безвольных людях, а о тех, кто призван стремиться к праведной жизни... Казалось бы, у них не может быть никаких отговорок.

Отвечая им Христос говорит о том, что не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених. Ссылка эта, с одной стороны, вполне понятна. Во время свадьбы пост не уместен, потому что он связан с печалью, как часть покаянной практики. Но, с другой стороны, совершенно не понятно, как связана тема брака и ученичества. Сыны чертога брачного путь не постятся, но причем здесь ты, если ты не жених, а проповедник?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься о том, в чем подлинный смысл брака? Сегодня люди этого практически не понимают. Многие начинают жить до свадьбы общей жизнью, полагая, что брак может быть пробным: один, другой, третий... Однако брак в христианской традиции воспринимается не только как место общей жизни, но и как школа этой жизни... Он не что-то готовое, что можно попробовать и отказаться — он создается совместными усилиями, в него входят для того, чтобы научиться новым отношениям, вырасти в них духовно. Именно в этом смысле Христос может сравнивать себя с женихом. Как жених и невеста учатся выстраивать новые отношения, так Христос учит апостолов выстраивать новые отношения с Богом и ближними. Именно поэтому Он говорит о новом вине, которое может разорвать старые мехи. Ведь для того, чтобы понять разницу между фарисейским и христианским подходом к вере, мало интеллектуально осмыслить особенности догматики того и другого, надо увидеть разницу в восприятии Бога.

Люди часто воспринимают телесные подвиги, как самоценные и, думаю, что они больше угодят Богу. Но именно Бог еще в Ветхом завете сказал им на это: Вы слышали, что я милости хочу, а не жертвы! Собственно, и словом, и делом, пойдя ради людей на крест, Иисус Христос учил этому своих учеников, а через них каждого из нас.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.