Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим хорошо знакомую многим историю о Марфе и Марии — двух сестрах, которые приняли Христа в своем доме. И приняли, надо сказать, по-разному: одна все хлопотала о еде, в то время как другая внимательно Его слушала, совершенно забыв о том, что старшая ждет от нее помощи. Эта бытовая и очевидная для большинства из нас история подается в Евангелии, как пример для подражания. Только если бы доверить нам самим выбирать, кто в ней достоин этого подражания, многие выбрали бы Марфу, потому что ее поведение нам ближе, мы зачастую тоже беспокоимся о бытовых вопросах, когда приходят гости. Слушая этот отрывок, мы думаем: «Пусть это не очень хорошо, но в глубине души мы знаем, что без духовных бесед мы можем обойтись, а вот без еды нет...». И из-за этого ощущения становится даже обидно за Марфу, которая получает такую отповедь.

Но задумаемся вот над чем. Это, конечно, правда: без бесед мы может обойтись, а без еды нет. Но это правда только если мы говорим о физической жизни. Многие люди не верят в Бога, они просто не задумываются о духовной жизни, но видимым образом это никак не влияет на жизнь их тела. В таком случае мы можем обойтись без науки и искусства. Уровень комфорта будет уже не тот, но выжить мы сможем. В то же время, если мы захотим не просто выжить без чего бы то ни было, а захотим сделать нашу жизнь более полной — одной еды будет явно недостаточно.

Для чего же Христос пришел к этим двум сестрам? Для того, чтобы поесть или для того, чтобы поговорить с ними о путях духовной жизни? Мы знаем, что как настоящий человек, Христос не просто ел и пил, но нуждался в еде и питье. Восприняв человеческую природу, Бог слово — вторая ипостась Пресвятой Троицы, свободно принял на себя законы человеческого существования. И, конечно, зайдя в гости в двум сестрам, Он готов был с ними поесть. Но пришел Он к ним не за едой. Как и в мир пришел не для того, чтобы пожить. Когда после известного разговора с самарянкой, ученики предлагают Христу поесть, Он говорит им, что Его истинная пища: творить волю Отца. Значит ли это пища была ему не нужна? Нет. Но она была менее важна для Него, чем служение, ради которого Он пришел.

В этом и смысл того, что Христос говорит Марфе: «Не беспокойся чрезмерно. Есть вещи, которые для человека должны быть важнее». Здесь нет пренебрежения ее трудом, как и вообще в христианстве на самом деле нет пренебрежения бытовыми вопросами, каждый из которых может быть важен на своем месте и в свое время. Мы видим лишь призыв к тому, чтобы не ставить бытовое на первое место, не считать его самым главным... И делаем мы это для того, чтобы в нужный момент суметь за всеми бытовыми проблемами и спорами, расслышать слово Божье и сохранить его.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим хорошо знакомую многим историю о Марфе и Марии — двух сестрах, которые приняли Христа в своем доме. И приняли, надо сказать, по-разному: одна все хлопотала о еде, в то время как другая внимательно Его слушала, совершенно забыв о том, что старшая ждет от нее помощи. Эта бытовая и очевидная для большинства из нас история подается в Евангелии, как пример для подражания. Только если бы доверить нам самим выбирать, кто в ней достоин этого подражания, многие выбрали бы Марфу, потому что ее поведение нам ближе, мы зачастую тоже беспокоимся о бытовых вопросах, когда приходят гости. Слушая этот отрывок, мы думаем: «Пусть это не очень хорошо, но в глубине души мы знаем, что без духовных бесед мы можем обойтись, а вот без еды нет...». И из-за этого ощущения становится даже обидно за Марфу, которая получает такую отповедь.

Но задумаемся вот над чем. Это, конечно, правда: без бесед мы может обойтись, а без еды нет. Но это правда только если мы говорим о физической жизни. Многие люди не верят в Бога, они просто не задумываются о духовной жизни, но видимым образом это никак не влияет на жизнь их тела. В таком случае мы можем обойтись без науки и искусства. Уровень комфорта будет уже не тот, но выжить мы сможем. В то же время, если мы захотим не просто выжить без чего бы то ни было, а захотим сделать нашу жизнь более полной — одной еды будет явно недостаточно.

Для чего же Христос пришел к этим двум сестрам? Для того, чтобы поесть или для того, чтобы поговорить с ними о путях духовной жизни? Мы знаем, что как настоящий человек, Христос не просто ел и пил, но нуждался в еде и питье. Восприняв человеческую природу, Бог слово — вторая ипостась Пресвятой Троицы, свободно принял на себя законы человеческого существования. И, конечно, зайдя в гости в двум сестрам, Он готов был с ними поесть. Но пришел Он к ним не за едой. Как и в мир пришел не для того, чтобы пожить. Когда после известного разговора с самарянкой, ученики предлагают Христу поесть, Он говорит им, что Его истинная пища: творить волю Отца. Значит ли это пища была ему не нужна? Нет. Но она была менее важна для Него, чем служение, ради которого Он пришел.

В этом и смысл того, что Христос говорит Марфе: «Не беспокойся чрезмерно. Есть вещи, которые для человека должны быть важнее». Здесь нет пренебрежения ее трудом, как и вообще в христианстве на самом деле нет пренебрежения бытовыми вопросами, каждый из которых может быть важен на своем месте и в свое время. Мы видим лишь призыв к тому, чтобы не ставить бытовое на первое место, не считать его самым главным... И делаем мы это для того, чтобы в нужный момент суметь за всеми бытовыми проблемами и спорами, расслышать слово Божье и сохранить его.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Священное Писание — это текст, который наполнен разнообразными символами. Один из них — это образ хлеба. Как в европейской…

21.05.2024

Как убедиться в том, что Иисус Христос — истинный Бог, и та вера, которую Он предлагает человеку, истинная вера. Ответ…

20.05.2024

Одно из самых тяжёлых душевных состояний — это состояние неопределённости. Состояние, когда томит неизвестность. Как же вести себя…

19.05.2024

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье,…

18.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

This website uses cookies.