35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие обладает двумя взаимоисключающими свойствами: оно избыточно, и оно же недостаточно. О том, что Евангелие не полно, написал апостол Иоанн Богослов: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Нам, конечно, хотелось бы знать больше. По этой причине в Древней Церкви бытовали различные апокрифические, то есть недостоверные, рассказы о жизни, чудесах и словах Господа Иисуса Христа. Мы, например, очень мало знаем о детстве Спасителя, о Его юношеских годах, почти ничего не знаем о бытовых подробностях Его жизни. Вместе с этим, мы понимаем, почему апостолы не были многословны: сам процесс написания книг в ту эпоху был очень дорогим, и потому новозаветным авторам приходилось тщательно отбирать материал, который войдет в Евангелия, они, говоря современным языком, вынуждены были минимизировать издержки.
Апостолы справились с задачей, с помощью довольно кратких текстов они сумели передать самое главное, то, что необходимо знать для достижения блаженной вечности со Христом. И в этом смысле Евангелие избыточно. Услышанный нами отрывок прекрасно подтверждает эту мысль: все книги Ветхого Завета, их общий смысл и направление мысли Господь Иисус Христос сумел здесь выразить буквально в одном предложении, Он сказал, что суть всего закона и всех пророческих книг состоит в заповеди о любви к Богу и в равной ей заповеди о любви к ближним. Всё прочее — либо следствия этих двух заповедей, либо комментарии к ним.
Но, как все мы прекрасно знаем из опыта, самое простое далеко не всегда означает самое очевидное. Так и с перечисленными Христом заповедями: они просты, но не очевидны, по этой причине нам свойственно забывать, что все другие заповеди являются вторичными по отношению к двум важнейшим. Отвечая на вопрос законника, Христос оставался в рамках заданной вопрошающим парадигмы, то есть в рамках десяти заповедей Ветхого Завета. Существует бесконечное множество попыток объяснить, почему важна та или иная заповедь. К примеру, почему ни в коем случае нельзя убивать или же прелюбодействовать. Но все эти попытки содержат в себе внутреннее несовершенство, они апеллируют к возможным негативным последствиям, тогда как ответ лежит совсем в иной плоскости: делать все перечисленное нельзя не потому, что последует наказание, а потому, что так повелел Бог. Если мы исполняем первую заповедь — заповедь о любви к Богу, — то нам этого объяснения будет достаточно: любящий прислушивается к словам любимого и старается им следовать, это, как мы все знаем, одно из самых очевидных проявлений любви.