Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 32-39

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о насыщении Христом четырех тысяч человек. Внимательный слушатель вспомнит, что в начале этой седмицы мы слышали рассказ, практически полностью совпадающий по сюжету. Если бы это были отрывки из разных Евангелий, можно было бы сказать, что это одно и то же событие, с несколько разной фактологией, но в том то и дело, что явно две разных истории, которые находятся в одном тексте. Похожим образом люди проголодались и были чудесным образом накормлены семью хлебами и несколькими рыбами. Кажется, ничего уникального... хотя на самом деле это не так.

Во-первых, события происходит в принципиально иной местности. Первое было в иудее и обращено было к соплеменникам и единоверцам Христа. Второе совершено на севере Галилеи, где большей частью жили язычники.

Во-вторых, в этот раз инициатором того, чтобы накормить людей становится Христос, в то время как в иудее людей пожалели апостолы.

Наконец, отличаются число участников и количество хлебов и рыб, что можно было бы истолковать в символическом смысле.

Впрочем, есть два факта, которые совпадают. Апостолы недоумевают и говорят невозможности накормить людей таким количеством пищи, в то время как Христос молится, преломляет хлебы и поручает ученикам их раздать.

Что при сравнении этих двух рассказов вызывает недоумение? Первое, что приходит на ум — само чудо умножения хлебов, но не только оно. Странно, что во второй раз апостолы снова говорят Христу, что накормить народ невозможно. Понятно, что в первый раз им и в голову не могло прийти, что огромную пятитысячную толпу можно накормить таким количеством еды, но уж во второй раз они могли выразить надежду на чудо. Однако они снова говорят Христу: «откуда нам взять в пустыне столько хлебов».

Естественно, они не могли забыть чудесного насыщения, которое было совсем недавно. Хлебов и рыбок в этот раз было даже чуть больше. Значит дело в чем-то другом. Нечто новое было в обстоятельствах, что могло повлиять на их реакцию.

Собственно, новизна была только в одном. Перед ними были язычники, к которым они, как иудеи, могли относиться совсем иначе, чем к собратьям иудеям. Может быть, именно с этим связано, что в иудее они задумались о людях уже к вечеру первого дня, в то время как здесь речь идет о трех днях, которых они не замечают. Три дня люди ходят за Христом, но апостолы не говорят о том, что их надо отпустить за едой. Вместо них этот разговор начинает Христос. И хотя они делают вид, что это снова не их проблема, Спаситель преломляет хлеб и преподает им, для того, чтобы они его раздавали.

Интересно, что в Евангелии этому чуду предшествует эпизод с изгнанием беса из дочери хананеянки. Обращаясь к ней Христос говорит: я послан только к погибшим овцам дома израилева. И вот Он же поручает апостолам накормить людей, которые поражены Его чудесами и славят Бога Израиля, хотя может быть его не знают. Чему же Господь учит их? Тому, что любовь и милосердие не должны знать границ. Тому, что все люди Божии и если ты сам стремишься быть чадом Божиим, твое служение не должно знать преград.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о насыщении Христом четырех тысяч человек. Внимательный слушатель вспомнит, что в начале этой седмицы мы слышали рассказ, практически полностью совпадающий по сюжету. Если бы это были отрывки из разных Евангелий, можно было бы сказать, что это одно и то же событие, с несколько разной фактологией, но в том то и дело, что явно две разных истории, которые находятся в одном тексте. Похожим образом люди проголодались и были чудесным образом накормлены семью хлебами и несколькими рыбами. Кажется, ничего уникального... хотя на самом деле это не так.

Во-первых, события происходит в принципиально иной местности. Первое было в иудее и обращено было к соплеменникам и единоверцам Христа. Второе совершено на севере Галилеи, где большей частью жили язычники.

Во-вторых, в этот раз инициатором того, чтобы накормить людей становится Христос, в то время как в иудее людей пожалели апостолы.

Наконец, отличаются число участников и количество хлебов и рыб, что можно было бы истолковать в символическом смысле.

Впрочем, есть два факта, которые совпадают. Апостолы недоумевают и говорят невозможности накормить людей таким количеством пищи, в то время как Христос молится, преломляет хлебы и поручает ученикам их раздать.

Что при сравнении этих двух рассказов вызывает недоумение? Первое, что приходит на ум — само чудо умножения хлебов, но не только оно. Странно, что во второй раз апостолы снова говорят Христу, что накормить народ невозможно. Понятно, что в первый раз им и в голову не могло прийти, что огромную пятитысячную толпу можно накормить таким количеством еды, но уж во второй раз они могли выразить надежду на чудо. Однако они снова говорят Христу: «откуда нам взять в пустыне столько хлебов».

Естественно, они не могли забыть чудесного насыщения, которое было совсем недавно. Хлебов и рыбок в этот раз было даже чуть больше. Значит дело в чем-то другом. Нечто новое было в обстоятельствах, что могло повлиять на их реакцию.

Собственно, новизна была только в одном. Перед ними были язычники, к которым они, как иудеи, могли относиться совсем иначе, чем к собратьям иудеям. Может быть, именно с этим связано, что в иудее они задумались о людях уже к вечеру первого дня, в то время как здесь речь идет о трех днях, которых они не замечают. Три дня люди ходят за Христом, но апостолы не говорят о том, что их надо отпустить за едой. Вместо них этот разговор начинает Христос. И хотя они делают вид, что это снова не их проблема, Спаситель преломляет хлеб и преподает им, для того, чтобы они его раздавали.

Интересно, что в Евангелии этому чуду предшествует эпизод с изгнанием беса из дочери хананеянки. Обращаясь к ней Христос говорит: я послан только к погибшим овцам дома израилева. И вот Он же поручает апостолам накормить людей, которые поражены Его чудесами и славят Бога Израиля, хотя может быть его не знают. Чему же Господь учит их? Тому, что любовь и милосердие не должны знать границ. Тому, что все люди Божии и если ты сам стремишься быть чадом Божиим, твое служение не должно знать преград.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.