Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9

01 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

02 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

03 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

04 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

05 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

06 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

07 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

08 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

09 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю преображения, которое Христос явил своим ученикам. У этого события есть глубокие богословские интерпретации, которые оказались очень важны для нашего понимания подлинной природы человека и возможных путей богообщения. Впрочем, даже самое простое и бытовое прочтение уже заставляет нас задуматься.

Начиная свой рассказ о произошедшем, евангелист Матфей уточняет, что Христос берет с собой только Петра, Иакова и Иоанна, то есть учеников особенно близких. И все же, если Он хотел явить ученикам Свою славу, не лучше ли было явиться как можно большему количеству людей. Это было бы вполне понятно, ведь именно так поступали римские военноначальники, которые с триумфом входили в Рим. Это увидели бы не 3 и не 12 человек, а тысячи и может быть, десятки тысяч людей. Христа признали бы Богом и стали бы Ему поклоняться. Однако очевидно, Спаситель не нуждался в подобного рода популярности. Более того, Он не только не преображается перед толпой, Он ограничивает количество учеников до трех, да и тем запрещает говорить о произошедшем, до воскресения их мертвых.

Почему же Христос так поступает? Апостолы, бывшие со Христом на горе не просто видели Его величие, но переживали опыт богообщения. В этой встрече было столько радости и блаженства, что от нее невозможно было отказаться самостоятельно... У учеников, которые увидели Господа во славе было искушение сделать увиденное своей собственностью и Петр говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть, давай мы сделаем для вас палатки, чтобы пробыть здесь еще какое-то время». Но преображение совершается не для того, чтобы порадовать нескольких человек. Цель Христа в другом. Когда Он будет умирать на кресте память об этом событии должна будет поддержать их, а когда воскреснет они смогут рассказать всем об истинной причине этого события. Ведь воскрес Христос не потому, что смерть Его была мнимой... И во гробе Его нет не потому, что ученики выкрали тело. Он Сын Божий, в котором благоволение Отца. И хотя апостолы от страха лежат на земле, Христос учит их не бояться. Они должны стать не просто наблюдателями Его величия, но быть свидетелями, того, что Он сияние славы Отчей, а не просто один из вождей Израиля.

При этом очевидно, что опыт богообщения невозможно передать словами, ведь слова всегда будут говорить только о внешнем. Но что же возможно? Возможно верить так, что люди, с которыми ты говоришь, поймут, что это правда. В свое время, вероятно уже после воскресения Христова, трое свидетелей рассказали о произошедшем прочим. Те, кто был со Христом, сами были призваны к преображению. Иногда люди говорят, что без доказательств не могут поверить тому, что написано в Евангелии. Другое дело апостолы — они видели и могут знать точно. Но вот сегодня мы читали текст евангелиста Матфея, то есть того, кто не был со Христом во время Его преображения. Он не видел этого события, но поверил свидетелям. С тех пор прошло много веков, но опыт веры открыт сегодня и нашему взору, как и апостолы мы так же призваны вместе со Христом преображать свою жизнь.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю преображения, которое Христос явил своим ученикам. У этого события есть глубокие богословские интерпретации, которые оказались очень важны для нашего понимания подлинной природы человека и возможных путей богообщения. Впрочем, даже самое простое и бытовое прочтение уже заставляет нас задуматься.

Начиная свой рассказ о произошедшем, евангелист Матфей уточняет, что Христос берет с собой только Петра, Иакова и Иоанна, то есть учеников особенно близких. И все же, если Он хотел явить ученикам Свою славу, не лучше ли было явиться как можно большему количеству людей. Это было бы вполне понятно, ведь именно так поступали римские военноначальники, которые с триумфом входили в Рим. Это увидели бы не 3 и не 12 человек, а тысячи и может быть, десятки тысяч людей. Христа признали бы Богом и стали бы Ему поклоняться. Однако очевидно, Спаситель не нуждался в подобного рода популярности. Более того, Он не только не преображается перед толпой, Он ограничивает количество учеников до трех, да и тем запрещает говорить о произошедшем, до воскресения их мертвых.

Почему же Христос так поступает? Апостолы, бывшие со Христом на горе не просто видели Его величие, но переживали опыт богообщения. В этой встрече было столько радости и блаженства, что от нее невозможно было отказаться самостоятельно... У учеников, которые увидели Господа во славе было искушение сделать увиденное своей собственностью и Петр говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть, давай мы сделаем для вас палатки, чтобы пробыть здесь еще какое-то время». Но преображение совершается не для того, чтобы порадовать нескольких человек. Цель Христа в другом. Когда Он будет умирать на кресте память об этом событии должна будет поддержать их, а когда воскреснет они смогут рассказать всем об истинной причине этого события. Ведь воскрес Христос не потому, что смерть Его была мнимой... И во гробе Его нет не потому, что ученики выкрали тело. Он Сын Божий, в котором благоволение Отца. И хотя апостолы от страха лежат на земле, Христос учит их не бояться. Они должны стать не просто наблюдателями Его величия, но быть свидетелями, того, что Он сияние славы Отчей, а не просто один из вождей Израиля.

При этом очевидно, что опыт богообщения невозможно передать словами, ведь слова всегда будут говорить только о внешнем. Но что же возможно? Возможно верить так, что люди, с которыми ты говоришь, поймут, что это правда. В свое время, вероятно уже после воскресения Христова, трое свидетелей рассказали о произошедшем прочим. Те, кто был со Христом, сами были призваны к преображению. Иногда люди говорят, что без доказательств не могут поверить тому, что написано в Евангелии. Другое дело апостолы — они видели и могут знать точно. Но вот сегодня мы читали текст евангелиста Матфея, то есть того, кто не был со Христом во время Его преображения. Он не видел этого события, но поверил свидетелям. С тех пор прошло много веков, но опыт веры открыт сегодня и нашему взору, как и апостолы мы так же призваны вместе со Христом преображать свою жизнь.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.