17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Проблема, о которой говорит нам сегодняшнее евангельское чтение — это атрофия духовного слуха религиозных лидеров иудаизма. Для них самих Иисус представляется огромной проблемой: для них Он всё делает не так, как надо — в их глазах Он выглядит разрушителем традиций, разорителем основ отеческой веры, дерзким провокатором — Который ведёт какую-то совершенно непонятную им свою игру, и при этом снова и снова выходит победителем. А они — опять оказываются в дураках! Они искренне пытаются Его понять — ведь они настолько к этому привыкли, чтобы в жизни всё было просчитано и определено — но снова и снова ошибаются в своих стратегиях и уловках!
Но как такое возможно — те, кто провозглашали себя главными экспертами в религиозных вопросах — оказались совершенно непригодными для решения простейших задач, с которыми необразованные ученики с лёгкостью справлялись? Что приводит к этой атрофии духовного слуха и последующему неизбежному окаменению главного органа веры — человеческого сердца?
Попробую ответить несколько неожиданным образом. Вы пользовались когда-нибудь... шпаргалками? Если да, то знаете: шпаргалки — важнейшая, неотъемлемая составляющая учебного процесса. Но — только при одном условии. Их надо как следует подготовить, всё продумать, систематизировать этот огромный объем информации, записать, и... — и оставить в день экзамена дома. Вот тогда ответ ваш будет просто великолепным! Но если вы, руководствуясь страхом провала, пронесете с собой шпаргалки, а потом с тревожно бьющимся сердцем и сбивчивым дыханием будете ломать голову, как бы так воспользоваться, чтобы не заметили — даже в самом удачном случае ваш ответ будет гораздо слабее, чем если бы шпаргалки остались дома! Почему? Да потому, что эти желанные «подпорки» становятся кандалами — с которыми двигаться весьма затруднительно! И вместо того, чтобы предельно мобилизоваться, ваш ум мечется между множеством задач, среди которой основная — не раскрыться, не опозориться — и шпаргалка становится гирей, с которой человек пытается плавать. А тот, кто поступил по-честному — свободен, пусть и гораздо больше рискует — но зато его ничто не тянет на дно!
К чему я это говорю? Для ревностных к хранению традиций иудеев «духовные шпаргалки», которые надо было «забыть дома» к моменту пришествия Христа, и оказались непреодолимыми препятствиями в деле понимания Иисуса: они слишком тщательно вчитывались в буквы, вместо того, чтобы вспомнить — о чём самом главном шла речь? И так, мало-по малу, вообще разучились ходить без духовных костылей, сроднившись с ними настолько, что перестали воспринимать их как всего лишь вспомогательные средства.
Как же важно почаще всматриваться в то, чем мы наполняем нашу религиозную жизнь, и уметь вычленять в ней первичное и вторичное, вспомогательное, инструментальное — чтобы не оказаться вместе с иудеями в незаметной ловушке преобладания формализма над сутью!