Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54

48 Я есмь хлеб жизни.

49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;

50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Слова Христа Спасителя о Нем Самом как о хлебе жизни и о непосредственной связи вкушения этого хлеба с жизнью вечной — очень непростые слова. Их сложно понять. Еще сложнее их принять. И, пожалуй, чем дальше то или иное общество продвинулось по пути толерантности, тем сложнее. Ведь эти слова означают очень непростые вещи, они говорят о том, что вечность принадлежит не тем, кто не делает ничего дурного, но делает хорошее, а тем, кто, делая хорошее, вкушает Тело Христово и пьет Его Кровь. Получается, что все те, без всяких оговорок, прекрасные люди, которые помогают нуждающимся, которые не щадят самих себя в борьбе за жизнь других людей, делают много иного добра, но не причащаются, все те, кто живет в иных религиозных традициях и живет при этом нравственно, все эти люди оказываются вне вечного блаженства. Такое заявление крайне радикально, и оно напрямую вытекает из слов Христа. Более того, эти слова — развернутый пересказ мысли Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Понятно, почему после этой речи многие отошли от Него, об этом сказано в этой же, шестой главе Евангелия от Иоанна: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:60, Ин. 6:66). Со словами Христа о связи Его Тела и Крови с жизнью вечной очень непросто согласиться, их невозможно прокомментировать в примирительном ключе, они такие, какие они есть, их можно просто принять, что и сделала Церковь.

Мы многого не знаем о самих себе. Мы не способны дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем обусловлена продолжительность человеческой жизни. Существующие ответы не имеют полноты, всегда есть те факторы, которые невозможно учесть и спрогнозировать: неизлечимые болезни и несчастные случаи. Для носителя нерелигиозного сознания эти факторы случайны, для христианина — нет. Мы верим, что наше бытие находится вне нас, оно в Боге. А мы живем в той степени, в которой Ему причастны. Верим также, что жизнь наша не имеет конца, она начинается здесь и продолжается в вечности. Но как стать причастным Богу с тем, чтобы обрести в себе жизнь? Христос отвечает: через вкушение Его Тела и Крови. А почему недостаточно веры и добрых дел? Ими невозможно обойтись по той же самой причине, по которой невозможно лечить телесные заболеваниями добрыми пожеланиями, для того чтобы тело стало здоровым, нужно воздействие на само тело. Так и в случае с вечной жизнью: она затрагивает всего человека, с его душу и его тело, а поэтому и подготовка к ней предполагает жизнь по заповедям Христа и вкушение Его Пречистых Плоти и Крови.

Слова Христа Спасителя о Нем Самом как о хлебе жизни и о непосредственной связи вкушения этого хлеба с жизнью вечной — очень непростые слова. Их сложно понять. Еще сложнее их принять. И, пожалуй, чем дальше то или иное общество продвинулось по пути толерантности, тем сложнее. Ведь эти слова означают очень непростые вещи, они говорят о том, что вечность принадлежит не тем, кто не делает ничего дурного, но делает хорошее, а тем, кто, делая хорошее, вкушает Тело Христово и пьет Его Кровь. Получается, что все те, без всяких оговорок, прекрасные люди, которые помогают нуждающимся, которые не щадят самих себя в борьбе за жизнь других людей, делают много иного добра, но не причащаются, все те, кто живет в иных религиозных традициях и живет при этом нравственно, все эти люди оказываются вне вечного блаженства. Такое заявление крайне радикально, и оно напрямую вытекает из слов Христа. Более того, эти слова — развернутый пересказ мысли Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Понятно, почему после этой речи многие отошли от Него, об этом сказано в этой же, шестой главе Евангелия от Иоанна: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:60, Ин. 6:66). Со словами Христа о связи Его Тела и Крови с жизнью вечной очень непросто согласиться, их невозможно прокомментировать в примирительном ключе, они такие, какие они есть, их можно просто принять, что и сделала Церковь.

Мы многого не знаем о самих себе. Мы не способны дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем обусловлена продолжительность человеческой жизни. Существующие ответы не имеют полноты, всегда есть те факторы, которые невозможно учесть и спрогнозировать: неизлечимые болезни и несчастные случаи. Для носителя нерелигиозного сознания эти факторы случайны, для христианина — нет. Мы верим, что наше бытие находится вне нас, оно в Боге. А мы живем в той степени, в которой Ему причастны. Верим также, что жизнь наша не имеет конца, она начинается здесь и продолжается в вечности. Но как стать причастным Богу с тем, чтобы обрести в себе жизнь? Христос отвечает: через вкушение Его Тела и Крови. А почему недостаточно веры и добрых дел? Ими невозможно обойтись по той же самой причине, по которой невозможно лечить телесные заболеваниями добрыми пожеланиями, для того чтобы тело стало здоровым, нужно воздействие на само тело. Так и в случае с вечной жизнью: она затрагивает всего человека, с его душу и его тело, а поэтому и подготовка к ней предполагает жизнь по заповедям Христа и вкушение Его Пречистых Плоти и Крови.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.