Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7

01 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];

02 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

03 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

04 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

05 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

06 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

07 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В кинематографе давно уже возникла мода на так называемую постапокалиптику — сценаристы пытаются представить, как может выглядеть человеческая цивилизация после катастрофы всемирного масштаба. Чаще всего, зрителям предлагается картина неутешительная — падение нравов, всеобщее обнищание, множество болезней, хронический голод. Продолжать этот печальный список можно долго. В сегодняшнем чтении из книги Бытия мы также становимся свидетелями первых дней существования человечества после громадной катастрофы — всемирного потопа, в водах которого уцелело лишь одно семейство. Семейство праведного патриарха Ноя. Библейское описание послепотопного времени принципиально отличается от всех постапокалиптических фантазий. Текст книги Бытия буквально дышит оптимизмом, светлой надеждой на то, что данный миру второй шанс будет использован во благо. Во всяком случае, поведение Ноя и его ближайших родственников является тому доказательством. Сойдя с ковчега, ветхозаветные праведники, приносят Господу жертву. Его характер принципиально отличает библейское повествование от иных, внебиблейских, описаний всемирного потопа. За пределами еврейской цивилизации послепотопная жертва была угодна языческим божествам сама по себе. Ветхий же Завет говорит нам, что жертвоприношение вызвало одобрение со стороны Бога как знамение благодарности. Господь увидел, что Ной и его семейство имеют добрые сердца, способные принимать и ценить промысл Божий. Поступок праведников меняет отношение Бога к человечеству. Святитель Филарет Московский пишет, что если до жертвоприношения Ноя применение справедливости со стороны Господа было всеобщим, а милосердия — выборочным, то после него ситуация изменилась. Бог обещает более не повторять глобальной катастрофы. Всеобщим законом становится как раз милосердие. Суровая справедливость же начинает применяться адресно — в отношении Содома и Гоморры, например, или же в отношении Египта. То есть только в том случае, когда те или иные люди сознательно упорствовали в грехе. Те же, кто хоть немного в ветхозаветные времена пытался жить по совести, приобретали благословение от Господа. Оно заключалось, прежде всего, в продолжении рода — когда предки видели возможность продолжения себя в своих потомках. Бог повторяет в отношении Ноя слова, произнесенные однажды в Райском саду — призывает людей плодиться и размножаться, наполняя Землю. Животный мир вновь оказывается подчиненным человеку. Но, к сожалению, уже не на принципах любви и гармонии, а на основании страха. Животные потому начинают слушаться людей, что они их боятся, но образа Божия в них не распознают. Ведь этот образ по-прежнему затемнен грехом. Потому и здесь из уст Господа звучит заповедь, защищающая ценность человеческой жизни. Но и она основана на страхе наказания. Один человек не должен убивать другого, потому что за такое преступление он подвергнется каре небес. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего библейского чтения? Этот вывод одновременно прост и печален. Текст книги Бытия напоминает нам, о принципе, который однажды сформулировал святитель Николай Сербский — «на могиле любви вырастает справедливость». Когда люди в общении друг с другом забывают, что внутри них находится образ Божий и тем самым отвергают любовь как основу отношений, наступает время справедливости. Но заметьте, наступает исключительно вынуждено, как следствие нехватки Богом заповеданного общения. Поэтому не стоит пенять на Господа, когда мы ощущаем, что в жизни не достает радости, счастья, духовной гармонии. Если мы их действительно хотим ощутить в отношении себя, нужно начать по-христиански относиться к ближним.

В кинематографе давно уже возникла мода на так называемую постапокалиптику — сценаристы пытаются представить, как может выглядеть человеческая цивилизация после катастрофы всемирного масштаба. Чаще всего, зрителям предлагается картина неутешительная — падение нравов, всеобщее обнищание, множество болезней, хронический голод. Продолжать этот печальный список можно долго. В сегодняшнем чтении из книги Бытия мы также становимся свидетелями первых дней существования человечества после громадной катастрофы — всемирного потопа, в водах которого уцелело лишь одно семейство. Семейство праведного патриарха Ноя. Библейское описание послепотопного времени принципиально отличается от всех постапокалиптических фантазий. Текст книги Бытия буквально дышит оптимизмом, светлой надеждой на то, что данный миру второй шанс будет использован во благо. Во всяком случае, поведение Ноя и его ближайших родственников является тому доказательством. Сойдя с ковчега, ветхозаветные праведники, приносят Господу жертву. Его характер принципиально отличает библейское повествование от иных, внебиблейских, описаний всемирного потопа. За пределами еврейской цивилизации послепотопная жертва была угодна языческим божествам сама по себе. Ветхий же Завет говорит нам, что жертвоприношение вызвало одобрение со стороны Бога как знамение благодарности. Господь увидел, что Ной и его семейство имеют добрые сердца, способные принимать и ценить промысл Божий. Поступок праведников меняет отношение Бога к человечеству. Святитель Филарет Московский пишет, что если до жертвоприношения Ноя применение справедливости со стороны Господа было всеобщим, а милосердия — выборочным, то после него ситуация изменилась. Бог обещает более не повторять глобальной катастрофы. Всеобщим законом становится как раз милосердие. Суровая справедливость же начинает применяться адресно — в отношении Содома и Гоморры, например, или же в отношении Египта. То есть только в том случае, когда те или иные люди сознательно упорствовали в грехе. Те же, кто хоть немного в ветхозаветные времена пытался жить по совести, приобретали благословение от Господа. Оно заключалось, прежде всего, в продолжении рода — когда предки видели возможность продолжения себя в своих потомках. Бог повторяет в отношении Ноя слова, произнесенные однажды в Райском саду — призывает людей плодиться и размножаться, наполняя Землю. Животный мир вновь оказывается подчиненным человеку. Но, к сожалению, уже не на принципах любви и гармонии, а на основании страха. Животные потому начинают слушаться людей, что они их боятся, но образа Божия в них не распознают. Ведь этот образ по-прежнему затемнен грехом. Потому и здесь из уст Господа звучит заповедь, защищающая ценность человеческой жизни. Но и она основана на страхе наказания. Один человек не должен убивать другого, потому что за такое преступление он подвергнется каре небес. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего библейского чтения? Этот вывод одновременно прост и печален. Текст книги Бытия напоминает нам, о принципе, который однажды сформулировал святитель Николай Сербский — «на могиле любви вырастает справедливость». Когда люди в общении друг с другом забывают, что внутри них находится образ Божий и тем самым отвергают любовь как основу отношений, наступает время справедливости. Но заметьте, наступает исключительно вынуждено, как следствие нехватки Богом заповеданного общения. Поэтому не стоит пенять на Господа, когда мы ощущаем, что в жизни не достает радости, счастья, духовной гармонии. Если мы их действительно хотим ощутить в отношении себя, нужно начать по-христиански относиться к ближним.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.