Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 14, стихи 24-32

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,

25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,

27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:

29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Никто из пророков не произносил своих речей без всем его современникам очевидного внешнего повода. Так и с этим пророчеством: в нем идет речь о поражении Ассирии, которое возбудило невероятный энтузиазм у всех врагов этого царства. Именно факт поражения Ассирии стал отправной точкой пророчества Исайи. Абсолютное большинство комментаторов останавливаются на этих военно-политических событиях и не идут дальше. Но не так обстоит дело с толкованием, которое предложил святитель Василий Великий, он почти не обращает внимания на повод произнесения этого пророчества, и вместо этого делает акцент на его духовном прочтении.

Среди прочего, святитель Василий пишет, что если израильтяне понимали слова пророка применительно к обладанию своей землей, то есть как возвещение свободы от иноземных захватчиков, то христиане должны видеть здесь нечто большее, ведь Бог не обещал нам землю, но призывал нас в Царство Небесное, следовательно, все слова Священного Писания мы должны рассматривать как помощь в достижении обетованного Христом Спасителем Царства. Так и здесь: «мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (см. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом». Далее святитель Василий предлагает нам христианское прочтении и другого образа, который вводит своими словами пророк Исайя: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание». Несмотря на то, что святитель Василий их не упоминает, но нам вполне очевидно то, каких именно врагов он имеет в виду, ведь из слов апостола Павла мы знаем, что у христиан нет иных врагов, кроме «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6:12). Соответственно, с точки зрения святителя Василия в этом отрывке книги пророка Исайи речь идет ни о чем ином, как о победе над диавольскими силами, которую Бог дает одержать верующим в Него: «Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их!». А для этого каждому из нас необходимо стать, как выразился святитель Василий Великий, «горой Божией», — людьми, возросшими в добрых делах, ведь иного способа победы над «духами злобы поднебесной» попросту не существует.

Никто из пророков не произносил своих речей без всем его современникам очевидного внешнего повода. Так и с этим пророчеством: в нем идет речь о поражении Ассирии, которое возбудило невероятный энтузиазм у всех врагов этого царства. Именно факт поражения Ассирии стал отправной точкой пророчества Исайи. Абсолютное большинство комментаторов останавливаются на этих военно-политических событиях и не идут дальше. Но не так обстоит дело с толкованием, которое предложил святитель Василий Великий, он почти не обращает внимания на повод произнесения этого пророчества, и вместо этого делает акцент на его духовном прочтении.

Среди прочего, святитель Василий пишет, что если израильтяне понимали слова пророка применительно к обладанию своей землей, то есть как возвещение свободы от иноземных захватчиков, то христиане должны видеть здесь нечто большее, ведь Бог не обещал нам землю, но призывал нас в Царство Небесное, следовательно, все слова Священного Писания мы должны рассматривать как помощь в достижении обетованного Христом Спасителем Царства. Так и здесь: «мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (см. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом». Далее святитель Василий предлагает нам христианское прочтении и другого образа, который вводит своими словами пророк Исайя: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание». Несмотря на то, что святитель Василий их не упоминает, но нам вполне очевидно то, каких именно врагов он имеет в виду, ведь из слов апостола Павла мы знаем, что у христиан нет иных врагов, кроме «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6:12). Соответственно, с точки зрения святителя Василия в этом отрывке книги пророка Исайи речь идет ни о чем ином, как о победе над диавольскими силами, которую Бог дает одержать верующим в Него: «Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их!». А для этого каждому из нас необходимо стать, как выразился святитель Василий Великий, «горой Божией», — людьми, возросшими в добрых делах, ведь иного способа победы над «духами злобы поднебесной» попросту не существует.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

В каких случаях необходимо обращаться к Богу с молитвой о помощи? И как сделать это правильно? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке…

24.04.2024

This website uses cookies.