Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 11-21

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,-

13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,

14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,

15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,

16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,

18 и идолы совсем исчезнут.

19 И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

20 В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,

21 чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Эти слова пророка Исайи относятся одновременно к двум разнесенным во времени событиям. Во-первых, он своими словами обличает гордость своих современников, которые полагали, что могут решить все государственные проблемы сугубо человеческими средствами.

Подобная ситуация повторяется постоянно, как на личном, так и на общественном уровне. Всем нам весьма непросто дается соблюдение баланса между надеждой на Бога и собственными усилиями, все мы постоянно находимся в зоне риска и норовим уклониться то в одну, то в другую сторону, но чаще всего, конечно, мы уклоняемся в сторону надежды на самих себя и на свои силы. Бог, полагаем мы, далеко и проявление Его силы в мире вовсе не очевидно, а наши проблемы — близки и реальны, чаще всего мы верим в то, что способны их решить, а потому первым делом ищем сугубо человеческие пути разрешения проблемных ситуаций и лишь тогда, когда уже не остается никакой надежды, мы в качестве последнего и не вполне надежного средства обращаемся к Богу. На всякий случай. Просто потому, что все прочее уже было испробовано. Такой подход пророк Исайя называет гордостью, которая неминуемо ведет к погибели. Мы знаем, что именно так и произошло с Иудеей: ее граждане не услышали пророческое слово и были уведены в плен.

В равной степени услышанные нами сегодня слова Исайи относятся и к концу времен. В этом смысле Исайи снова выступает не как человек Ветхого Завета, но как новозаветный автор. Если с тем, что надежда лишь на самого себя приводит к поражению, можно поспорить и привести множество примеров из жизни гениальных полководцев и государственных деятелей языческого мира, то в отношении конечных судеб мира спорить не получится, хотя бы в силу того, что речь идет о будущем. Позиция тех, кто полагает возможным надежду на свои силы, ничем не может быть подкреплена, тогда как упование верующих подтверждается множеством свидетельств, самые значимые из которых, — собственно пророк Исайи и Сам Христос. Спаситель почти дословно воспроизводит в Своей проповеди слова пророка, к примеру, в финале причте о мытаре и фарисее Он говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Исайя говорит о том же самом: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится». Слова пророка дополняют слова Христа: из слов Исайи понятно, почему произойдет именно так — человек существо тварное, он не может жить без Бога и вне Его, а любое проявление гордыни и самовозвышение — это ничто иное, как следствие глубокого непонимания реального положения вещей, это ни что иное, как глупость, ну а глупость еще никогда и никого не привела ни к чему хорошему.

Эти слова пророка Исайи относятся одновременно к двум разнесенным во времени событиям. Во-первых, он своими словами обличает гордость своих современников, которые полагали, что могут решить все государственные проблемы сугубо человеческими средствами.

Подобная ситуация повторяется постоянно, как на личном, так и на общественном уровне. Всем нам весьма непросто дается соблюдение баланса между надеждой на Бога и собственными усилиями, все мы постоянно находимся в зоне риска и норовим уклониться то в одну, то в другую сторону, но чаще всего, конечно, мы уклоняемся в сторону надежды на самих себя и на свои силы. Бог, полагаем мы, далеко и проявление Его силы в мире вовсе не очевидно, а наши проблемы — близки и реальны, чаще всего мы верим в то, что способны их решить, а потому первым делом ищем сугубо человеческие пути разрешения проблемных ситуаций и лишь тогда, когда уже не остается никакой надежды, мы в качестве последнего и не вполне надежного средства обращаемся к Богу. На всякий случай. Просто потому, что все прочее уже было испробовано. Такой подход пророк Исайя называет гордостью, которая неминуемо ведет к погибели. Мы знаем, что именно так и произошло с Иудеей: ее граждане не услышали пророческое слово и были уведены в плен.

В равной степени услышанные нами сегодня слова Исайи относятся и к концу времен. В этом смысле Исайи снова выступает не как человек Ветхого Завета, но как новозаветный автор. Если с тем, что надежда лишь на самого себя приводит к поражению, можно поспорить и привести множество примеров из жизни гениальных полководцев и государственных деятелей языческого мира, то в отношении конечных судеб мира спорить не получится, хотя бы в силу того, что речь идет о будущем. Позиция тех, кто полагает возможным надежду на свои силы, ничем не может быть подкреплена, тогда как упование верующих подтверждается множеством свидетельств, самые значимые из которых, — собственно пророк Исайи и Сам Христос. Спаситель почти дословно воспроизводит в Своей проповеди слова пророка, к примеру, в финале причте о мытаре и фарисее Он говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Исайя говорит о том же самом: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится». Слова пророка дополняют слова Христа: из слов Исайи понятно, почему произойдет именно так — человек существо тварное, он не может жить без Бога и вне Его, а любое проявление гордыни и самовозвышение — это ничто иное, как следствие глубокого непонимания реального положения вещей, это ни что иное, как глупость, ну а глупость еще никогда и никого не привела ни к чему хорошему.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.