Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 19-34

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;

20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,

22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24 Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;

26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28 Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]

29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;

32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Наблюдая за людьми, которые нас окружают, мы, наверняка, задавались вопросом: почему один стремится совершать добрые дела и жить жизнью праведника, а второй проводит отпущенное ему время в праздности, не обращая никакого внимание на нужды ближних? От чего, одним словом, зависит человеческая добродетельность? Каждый дает на это свой ответ. Кто-то говорит о воспитании и образовании, то есть, уровне культуры; кто-то о житейском опыте, который подсказывает нам: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, также поступай и с ними. В том отрывке, который мы только что услышали, царь Соломон дает нам свой ответ на этот вопрос.

По его словам, поведение человека, его отношение с другими людьми напрямую зависят от того, насколько глубоко он переживает присутствие Бога в этой жизни.

Одним словом, чем больше мы замечаем следов Творца в мироздании, чем сильнее у нас опыт Божественного присутствия, тем внимательнее мы относимся к людям.

Причина этого довольно проста. Любовь есть ни что иное как содержание Божественного бытия. Не случайно общение между лицами Святой Троицы христианские святые называют круговоротом божественной любви. Человек, чей ум привык узнавать в мироздании лик Его Создателя чувствует и эту любовь. В его собственной жизни она начинает проявлять себя в виде различных добродетелей: милости, прощения, кротости, незлобия, жертвенности, великодушия.

Напротив, человек, который не видит и не ощущает связь между мирозданием и Творцом, тот, для кого все окружающее не более, чем причудливая конфигурация мельчайших частиц, всегда рискует подчинить собственные отношения с окружающими или закону причинно-следственных связей или закону животного инстинкта. От такого вряд ли можно ожидать скорее всего он будет жить по праву более сильного, хитрого и ловкого.

Волк, который режет ягненка, вряд ли будет мучаться муками совести; медведя, которого разбудили от спячки, ничего не слышал о законе прощения и милости; землетрясению незнаком закон справедливости, оно не выбирают чьи дома разорять, добрых или злых. Как хорошо подметил по этому поводу Ф.М. Достоевский словами Ивана Карамазова, «если Бога нет, то все дозволено».

Прямо о связи добродетельности и связи с Богом говорит апостол Иаков. «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

Поэтому ко всем нам царь Соломон обращается со словами: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! не упускай их из глаз твоих». То есть, пусть вся наша мысль, о чем бы мы не думали, будет постоянно восходить к Богу. Это смягчит наше сердце, наполнит его кротостью и великодушием, любовью и милость, которые мы сможем передать другим людям.

Наблюдая за людьми, которые нас окружают, мы, наверняка, задавались вопросом: почему один стремится совершать добрые дела и жить жизнью праведника, а второй проводит отпущенное ему время в праздности, не обращая никакого внимание на нужды ближних? От чего, одним словом, зависит человеческая добродетельность? Каждый дает на это свой ответ. Кто-то говорит о воспитании и образовании, то есть, уровне культуры; кто-то о житейском опыте, который подсказывает нам: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, также поступай и с ними. В том отрывке, который мы только что услышали, царь Соломон дает нам свой ответ на этот вопрос.

По его словам, поведение человека, его отношение с другими людьми напрямую зависят от того, насколько глубоко он переживает присутствие Бога в этой жизни.

Одним словом, чем больше мы замечаем следов Творца в мироздании, чем сильнее у нас опыт Божественного присутствия, тем внимательнее мы относимся к людям.

Причина этого довольно проста. Любовь есть ни что иное как содержание Божественного бытия. Не случайно общение между лицами Святой Троицы христианские святые называют круговоротом божественной любви. Человек, чей ум привык узнавать в мироздании лик Его Создателя чувствует и эту любовь. В его собственной жизни она начинает проявлять себя в виде различных добродетелей: милости, прощения, кротости, незлобия, жертвенности, великодушия.

Напротив, человек, который не видит и не ощущает связь между мирозданием и Творцом, тот, для кого все окружающее не более, чем причудливая конфигурация мельчайших частиц, всегда рискует подчинить собственные отношения с окружающими или закону причинно-следственных связей или закону животного инстинкта. От такого вряд ли можно ожидать скорее всего он будет жить по праву более сильного, хитрого и ловкого.

Волк, который режет ягненка, вряд ли будет мучаться муками совести; медведя, которого разбудили от спячки, ничего не слышал о законе прощения и милости; землетрясению незнаком закон справедливости, оно не выбирают чьи дома разорять, добрых или злых. Как хорошо подметил по этому поводу Ф.М. Достоевский словами Ивана Карамазова, «если Бога нет, то все дозволено».

Прямо о связи добродетельности и связи с Богом говорит апостол Иаков. «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

Поэтому ко всем нам царь Соломон обращается со словами: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! не упускай их из глаз твоих». То есть, пусть вся наша мысль, о чем бы мы не думали, будет постоянно восходить к Богу. Это смягчит наше сердце, наполнит его кротостью и великодушием, любовью и милость, которые мы сможем передать другим людям.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.