Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Притча, которую мы только что услышали, содержит в себе множество глубоких смыслов. Каждая ее часть может рассказать нам очень много о принципиально важных законах, в соответствии с которыми устроена духовная жизнь. Но есть один момент, на который мы редко обращаем внимание или вообще его не замечаем. Это имена действующих персонажей. Никто из нас не знает имени богача, но зато все знают имя бедняка, Лазарь. Это далеко не случайная деталь.

В сознании древних людей имя обладало мистическим значением. Считалось, что оно непосредственно связанно с сущностью явления, которое называет. По этой причине имени человека уделяли большое внимание. Оно являлось символом человеческой индивидуальности, подчеркивало его статус, было, как бы мы сказали, визитной карточкой. Чем выше положение, тем громче имя. Зачастую, продвигая сановника по иерархической лестнице, монарх давал ему новое имя.

То же самое в отношениях между человеком и Богом. В Священном Писании мы можем найти множество случаев, когда Господь дает новые имена Своим праведникам. Это символ того, что между Творцом и святым существуют особо близкие отношения. Чем уникальнее человек, чем духовно богаче его личность, чем ярче горит в нем образ Божий, тем громче и величественнее его имя. Отсюда и та мысль, что имена праведников написаны на небесах. Не случайно и Христос говорит в Евангелии: «я пастырь добрый и знаю Своих овец по именам». То же самое мы видим и здесь. Для окружающих Лазарь был никем. Пустым местом. Однако тот факт, что Христос называет его здесь по имени, свидетельствует о том, что для Бога этот человек был особо ценен.

Совсем иначе дела обстоят с грешниками. Беззаконник теряет свое имя. Ведь грех стандартен. Человек, одержимый страстями мелок и предсказуем. В нем все меньше и меньше остается уникального. Его личность выцветает, становится бледной, блеклой и тощей. Он находится так далеко от Бога, что Писание, образно заявляет: Господь не знает грешника, не видит его, не помнит его имени. Именно это происходит с богачом. Парадоксально, он всю жизнь пытался самоутвердится, устраивал пирушки, чтобы заявить о себе перед другими людьми, для которых его имя, безусловно, означало многое, а в итоге канул в небытие. Стал безлик и безымян.

Всматриваясь в те образы, которые предлагает нам Господь в этой притче, постараемся провести свою жизнь так, чтобы наши имена громко звучали не среди людей, но в первую очередь со всей отчетливостью проявились в книге жизни перед очами Божиими.

Притча, которую мы только что услышали, содержит в себе множество глубоких смыслов. Каждая ее часть может рассказать нам очень много о принципиально важных законах, в соответствии с которыми устроена духовная жизнь. Но есть один момент, на который мы редко обращаем внимание или вообще его не замечаем. Это имена действующих персонажей. Никто из нас не знает имени богача, но зато все знают имя бедняка, Лазарь. Это далеко не случайная деталь.

В сознании древних людей имя обладало мистическим значением. Считалось, что оно непосредственно связанно с сущностью явления, которое называет. По этой причине имени человека уделяли большое внимание. Оно являлось символом человеческой индивидуальности, подчеркивало его статус, было, как бы мы сказали, визитной карточкой. Чем выше положение, тем громче имя. Зачастую, продвигая сановника по иерархической лестнице, монарх давал ему новое имя.

То же самое в отношениях между человеком и Богом. В Священном Писании мы можем найти множество случаев, когда Господь дает новые имена Своим праведникам. Это символ того, что между Творцом и святым существуют особо близкие отношения. Чем уникальнее человек, чем духовно богаче его личность, чем ярче горит в нем образ Божий, тем громче и величественнее его имя. Отсюда и та мысль, что имена праведников написаны на небесах. Не случайно и Христос говорит в Евангелии: «я пастырь добрый и знаю Своих овец по именам». То же самое мы видим и здесь. Для окружающих Лазарь был никем. Пустым местом. Однако тот факт, что Христос называет его здесь по имени, свидетельствует о том, что для Бога этот человек был особо ценен.

Совсем иначе дела обстоят с грешниками. Беззаконник теряет свое имя. Ведь грех стандартен. Человек, одержимый страстями мелок и предсказуем. В нем все меньше и меньше остается уникального. Его личность выцветает, становится бледной, блеклой и тощей. Он находится так далеко от Бога, что Писание, образно заявляет: Господь не знает грешника, не видит его, не помнит его имени. Именно это происходит с богачом. Парадоксально, он всю жизнь пытался самоутвердится, устраивал пирушки, чтобы заявить о себе перед другими людьми, для которых его имя, безусловно, означало многое, а в итоге канул в небытие. Стал безлик и безымян.

Всматриваясь в те образы, которые предлагает нам Господь в этой притче, постараемся провести свою жизнь так, чтобы наши имена громко звучали не среди людей, но в первую очередь со всей отчетливостью проявились в книге жизни перед очами Божиими.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.