Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 18-22

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,

22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ни для кого не секрет, что христиане всегда найдут, о чем поспорить между собой. Конечно, это не какая-то специфическая христианская особенность: спорить любят все люди вне зависимости от их религиозных убеждений. У нас вообще, как известно, большие проблемы с пониманием друг друга. Иногда христианские споры затягиваются, и приводят к самым печальным последствиям, в том числе и к расколам. Но есть то, в чем между собой согласны все христиане: мы убеждены, что Евангелие имеет вневременной характер, что оно обращено к каждому человеку, неважно, кто он, где и когда он жил или же живет. Мы читаем Евангелие не только как некую историческую хронику, относимся к нему не как сторонние наблюдатели, мы понимаем, что евангельский текст с его вопросами и вызовами адресован в том числе и лично каждому из нас.

Сегодняшний евангельский отрывок не совсем обычен. Чаще всего мы встречаем такую схему: люди задают вопросы Христу, а Он на них отвечает. Здесь же ситуация обратная: Христос выступает в роли вопрошающего, а ответы дают ученики. Что же касается самого вопроса, то он очень легко может быть адресован к каждому из нас: за кого мы почитаем Иисуса из Назарета? Кажется, что это очень простой вопрос. Мы можем повторить ответ апостола Петра: «за Христа Божия». Можем также посмотреть параллельные места в других Евангелиях и воспользоваться теми формулировками, которые предложены в них. Можем сказать вслед за Евангелием от Матфея: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16) или же согласиться с лаконичным ответом Евангелия от Марка: «Ты Христос» (Мк. 8:29). Но что означают эти ответы? И в какой мере мы поймем то, что сказали, если их повторим?

Дальнейшее развитие евангельского сюжета показывает, что апостол Петр, который дал правильный ответ, дал его не то, чтобы случайно, но не вполне понимая, что стоит за этими словами. Сам Христос, если следовать Евангелию от Матфея, в ответ сказал такие слова: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Из этого мы видим, что назвать Иисуса из Назарета Христом, Сыном Бога живаго можно лишь по откровению Отца, Сущего на небесах, но из этого еще ничего не следует, ведь тот же самый апостол Петр в продолжение этой беседы со Христом говорит слова, которые ясно показывают, что он не понял сказанного им самим. Петр «начал прекословить» Христу, когда Господь сказал о Своем скором Страдании и последующей Смерти. Апостол Петр не смог осознать смысл своей собственной фразы «Ты — Христос, Сын Бога живаго», осознать то, что Христос пришел не для славы и земного господства, а чтобы пострадать и спасти многих. Исповедание Иисуса Христом означает именно это: добровольное следование за Ним в страданиях с тем, чтобы иметь славу в Царстве Божием. А если нет такого понимания, если мы называем Иисуса Христом лишь следуя устоявшейся форме, то мы, как в свое время и апостол Петр, не вполне понимаем, о чем говорим.

Ни для кого не секрет, что христиане всегда найдут, о чем поспорить между собой. Конечно, это не какая-то специфическая христианская особенность: спорить любят все люди вне зависимости от их религиозных убеждений. У нас вообще, как известно, большие проблемы с пониманием друг друга. Иногда христианские споры затягиваются, и приводят к самым печальным последствиям, в том числе и к расколам. Но есть то, в чем между собой согласны все христиане: мы убеждены, что Евангелие имеет вневременной характер, что оно обращено к каждому человеку, неважно, кто он, где и когда он жил или же живет. Мы читаем Евангелие не только как некую историческую хронику, относимся к нему не как сторонние наблюдатели, мы понимаем, что евангельский текст с его вопросами и вызовами адресован в том числе и лично каждому из нас.

Сегодняшний евангельский отрывок не совсем обычен. Чаще всего мы встречаем такую схему: люди задают вопросы Христу, а Он на них отвечает. Здесь же ситуация обратная: Христос выступает в роли вопрошающего, а ответы дают ученики. Что же касается самого вопроса, то он очень легко может быть адресован к каждому из нас: за кого мы почитаем Иисуса из Назарета? Кажется, что это очень простой вопрос. Мы можем повторить ответ апостола Петра: «за Христа Божия». Можем также посмотреть параллельные места в других Евангелиях и воспользоваться теми формулировками, которые предложены в них. Можем сказать вслед за Евангелием от Матфея: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16) или же согласиться с лаконичным ответом Евангелия от Марка: «Ты Христос» (Мк. 8:29). Но что означают эти ответы? И в какой мере мы поймем то, что сказали, если их повторим?

Дальнейшее развитие евангельского сюжета показывает, что апостол Петр, который дал правильный ответ, дал его не то, чтобы случайно, но не вполне понимая, что стоит за этими словами. Сам Христос, если следовать Евангелию от Матфея, в ответ сказал такие слова: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Из этого мы видим, что назвать Иисуса из Назарета Христом, Сыном Бога живаго можно лишь по откровению Отца, Сущего на небесах, но из этого еще ничего не следует, ведь тот же самый апостол Петр в продолжение этой беседы со Христом говорит слова, которые ясно показывают, что он не понял сказанного им самим. Петр «начал прекословить» Христу, когда Господь сказал о Своем скором Страдании и последующей Смерти. Апостол Петр не смог осознать смысл своей собственной фразы «Ты — Христос, Сын Бога живаго», осознать то, что Христос пришел не для славы и земного господства, а чтобы пострадать и спасти многих. Исповедание Иисуса Христом означает именно это: добровольное следование за Ним в страданиях с тем, чтобы иметь славу в Царстве Божием. А если нет такого понимания, если мы называем Иисуса Христом лишь следуя устоявшейся форме, то мы, как в свое время и апостол Петр, не вполне понимаем, о чем говорим.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.