Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 23-27

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Согласно Евангелию от Марка, Христос Спаситель начинает Свое общественное служение с призыва к покаянию: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Схожий по своей форме призыв исходил и от Иоанна Крестителя, но Иоанн призывал вернуться назад, к праведности и вере отцов, Христос же зовет вперед. Праведность — не цель, а необходимое условие следования за Христом. Постепенно в Евангелии раскрывается то, что имел в виду Спаситель в Своем первоначальном призыве. Сегодняшний евангельский отрывок также посвящен раскрытию этого призыва.

Христос говорит, что тот, кто хочет идти за Ним, должен отвергнуться себя и взять свой крест. Здесь возникает важный вопрос: как можно отвергнуться себя? Что это вообще означает? Существует самое разное понимание этих слов. К примеру, можно встретить размышление, что речь здесь идет о полном отвержении наших личных желаний, личных устремлений, собственных интересов и собственной воли. А в пределе такого рода размышления заканчиваются призывом полностью отречься от мира и уйти в пустыню. Правда, сделать это мало кому удается. А наши святцы утверждают, что это мало кому и надо, стать святым можно и без таких радикальных мер. Но при этом невозможно следовать за Христом без отвержения себя. Значит, речь все же идет о чем-то другом, не об отказе от всего и сразу с последующим уходом в пустыню.

В первую очередь здесь необходимо разобраться с тем, что подразумевается под словом «себя» в выражении «отвергнись себя». О каком «себе» идет речь? Все мы прекрасно понимаем, что каждый из нас бывает очень разным. Есть тот человек, каким каждого задумал и сотворил Бог, а есть то, что привнесено внешним миром и обстоятельствами. Есть человек, созданный по образу и подобию Божию, а есть то, что помрачает и первое, и второе. Один современный исследователь Нового Завета написал по этому поводу замечательные слова: «Отвергнуться себя означает отвергнуть свое неистинное существование, тот фасад, который выражает не подлинный образ Божий в человеке, то есть образ Иисуса Христа, но выражает видимость, формируемую греховным миром, человеческой гордостью и эгоизмом. Вот этот то фасад, эту маску и следует отбросить». Собственно, это и будет то покаяние, к которому призывал Христос в самом начале Евангелия от Марка, это то покаяние, о котором мы бесконечно говорим и которого стремимся достигнуть. Оно заключается в том, чтобы отбросить то, чем мы не являемся. Прекрасная евангельская иллюстрация должного покаяния содержится в притче о мытаре и фарисее из 18-й главы Евангелия от Луки. Проблема фарисея заключалась в его неспособности перед лицом Божиим быть самим собой, он постоянно ссылался на какие-то свои заслуги, на то, что ему не принадлежит, что продиктовано общественными условностями. Он делал то, что считает правильным общество, и перед лицом Божиим ставил себе это в заслугу. Мытарь же стоял «как есть», он не оправдывался, он ничего не объяснял, он просто был самим собой, истинным самим собой. Мытарь сумел отвергнуться себя, а у фарисея этого не получилось.

Согласно Евангелию от Марка, Христос Спаситель начинает Свое общественное служение с призыва к покаянию: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Схожий по своей форме призыв исходил и от Иоанна Крестителя, но Иоанн призывал вернуться назад, к праведности и вере отцов, Христос же зовет вперед. Праведность — не цель, а необходимое условие следования за Христом. Постепенно в Евангелии раскрывается то, что имел в виду Спаситель в Своем первоначальном призыве. Сегодняшний евангельский отрывок также посвящен раскрытию этого призыва.

Христос говорит, что тот, кто хочет идти за Ним, должен отвергнуться себя и взять свой крест. Здесь возникает важный вопрос: как можно отвергнуться себя? Что это вообще означает? Существует самое разное понимание этих слов. К примеру, можно встретить размышление, что речь здесь идет о полном отвержении наших личных желаний, личных устремлений, собственных интересов и собственной воли. А в пределе такого рода размышления заканчиваются призывом полностью отречься от мира и уйти в пустыню. Правда, сделать это мало кому удается. А наши святцы утверждают, что это мало кому и надо, стать святым можно и без таких радикальных мер. Но при этом невозможно следовать за Христом без отвержения себя. Значит, речь все же идет о чем-то другом, не об отказе от всего и сразу с последующим уходом в пустыню.

В первую очередь здесь необходимо разобраться с тем, что подразумевается под словом «себя» в выражении «отвергнись себя». О каком «себе» идет речь? Все мы прекрасно понимаем, что каждый из нас бывает очень разным. Есть тот человек, каким каждого задумал и сотворил Бог, а есть то, что привнесено внешним миром и обстоятельствами. Есть человек, созданный по образу и подобию Божию, а есть то, что помрачает и первое, и второе. Один современный исследователь Нового Завета написал по этому поводу замечательные слова: «Отвергнуться себя означает отвергнуть свое неистинное существование, тот фасад, который выражает не подлинный образ Божий в человеке, то есть образ Иисуса Христа, но выражает видимость, формируемую греховным миром, человеческой гордостью и эгоизмом. Вот этот то фасад, эту маску и следует отбросить». Собственно, это и будет то покаяние, к которому призывал Христос в самом начале Евангелия от Марка, это то покаяние, о котором мы бесконечно говорим и которого стремимся достигнуть. Оно заключается в том, чтобы отбросить то, чем мы не являемся. Прекрасная евангельская иллюстрация должного покаяния содержится в притче о мытаре и фарисее из 18-й главы Евангелия от Луки. Проблема фарисея заключалась в его неспособности перед лицом Божиим быть самим собой, он постоянно ссылался на какие-то свои заслуги, на то, что ему не принадлежит, что продиктовано общественными условностями. Он делал то, что считает правильным общество, и перед лицом Божиим ставил себе это в заслугу. Мытарь же стоял «как есть», он не оправдывался, он ничего не объяснял, он просто был самим собой, истинным самим собой. Мытарь сумел отвергнуться себя, а у фарисея этого не получилось.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

В каких случаях необходимо обращаться к Богу с молитвой о помощи? И как сделать это правильно? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке…

24.04.2024

This website uses cookies.