Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 19-22

19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,

20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение состоит из двух кратких историй. Первая — это окончание истории Иоанна, который крестил иудеев, подготавливая их к пришествию Мессии. Евангелист Лука приводит разные факты из его жизни и объясняет, как и за что тот попадает в темницу. Во второй же истории очень кратко описываются события крещения Христа, которое происходит еще в тот момент, когда Иоанн находится на свободе.

Итак, почитаемый большинством народа в качестве пророка Иоанн Креститель, конечно, обличал не только воинов и фарисеев. Ирод четвертовластник был не только местным правителем, которого поставили римляне, для Иоанна он был представителем власти, то есть тем, кто на виду у всех, тем о ком все говорят, и в итоге тем, с кого берут пример очень многие. Когда мы слышим слова Христа, который говорит: «не может укрыться светильник наверху горы» мы обычно понимаем их так: святой человек является примером для подражания, он светит всем людям. Но ведь на самом деле то же можно сказать о грешнике, только знак будет не положительный, а отрицательный. Грехи так же бывают примером для окружающих и чем значимее фигура человека в общественном пространстве, тем больше его авторитет, как в злых делах, так и в добрых, а соответственно больше и ответственность за поведение тех, на кого он влияет.

Все это прекрасно понимал Иоанн, остро ощущавший свою ответственность за нравственное состояние иудеев. Он пришел, чтобы призвать людей к покаянию и не мог молча смотреть на то, как их вводит в соблазн кто бы то ни было, пусть даже этот человек будет обличен властью. Именно поэтому он бесстрашно обличал Ирода четвертовластника, за то, что тот жил с женой своего родного брата, совершая по меркам иудеев очень тяжкий грех. Подчиняясь собственным страстям, а не закону Божьему, Ирод, конечно, не стал слушать эти обличения, но заключил Иоанна в темницу.

Но почему этот рассказ не остался частью чтения, которое посвящено Иоанну Предтече, для чего соединять его с рассказом о крещении?

Возможно, дело в том, что нам, слушателям сегодняшнего чтения важно понять, в каком мире будет проповедовать Христос.

Мы видим, как вместе с другими людьми Он молится и принимает крещение. Он умаляется в своем Божестве, для того чтобы во всем уподобиться людям. Во всем, кроме одного — непослушания Отцу. Как раз для того и приходит Он, чтобы своим послушанием исцелить то непослушание, которое мы все разделяем с Адамом. Когда Он выходит из вод Иорадана на Него сходит Дух Святой в виде голубя, птицы, которая еще со времен потопа символизирует мир с Богом и возвращение человека к нормальной, то есть правильной и праведной жизни. Вместе с этим слышен голос Отца, говорящего Иисусу: «Ты Сын Мой, в Котором Мое благоволение». Он желает спасения людей, и благоволит о том пути, который будет пройден Сыном.

Услышав только вторую историю, мы могли бы решить, что путь Иисуса Христа — это путь в силе и славе, путь от победы к победе. Однако зная из истории Иоанна о том, какова судьба правды и праведности в мире, мы понимаем, что путь Христа — это путь противостояния злу, путь, который ведет нас крест. И все же, Он вступает на него, как каждый из нас призван вступить на свой путь и нести свой крест... Путь этот очень сложный, но именно о нем благоволит Отец и только на того, кто решился по нему идти вместе со Христом, снисходит благодать Святого Духа.

Сегодняшнее чтение состоит из двух кратких историй. Первая — это окончание истории Иоанна, который крестил иудеев, подготавливая их к пришествию Мессии. Евангелист Лука приводит разные факты из его жизни и объясняет, как и за что тот попадает в темницу. Во второй же истории очень кратко описываются события крещения Христа, которое происходит еще в тот момент, когда Иоанн находится на свободе.

Итак, почитаемый большинством народа в качестве пророка Иоанн Креститель, конечно, обличал не только воинов и фарисеев. Ирод четвертовластник был не только местным правителем, которого поставили римляне, для Иоанна он был представителем власти, то есть тем, кто на виду у всех, тем о ком все говорят, и в итоге тем, с кого берут пример очень многие. Когда мы слышим слова Христа, который говорит: «не может укрыться светильник наверху горы» мы обычно понимаем их так: святой человек является примером для подражания, он светит всем людям. Но ведь на самом деле то же можно сказать о грешнике, только знак будет не положительный, а отрицательный. Грехи так же бывают примером для окружающих и чем значимее фигура человека в общественном пространстве, тем больше его авторитет, как в злых делах, так и в добрых, а соответственно больше и ответственность за поведение тех, на кого он влияет.

Все это прекрасно понимал Иоанн, остро ощущавший свою ответственность за нравственное состояние иудеев. Он пришел, чтобы призвать людей к покаянию и не мог молча смотреть на то, как их вводит в соблазн кто бы то ни было, пусть даже этот человек будет обличен властью. Именно поэтому он бесстрашно обличал Ирода четвертовластника, за то, что тот жил с женой своего родного брата, совершая по меркам иудеев очень тяжкий грех. Подчиняясь собственным страстям, а не закону Божьему, Ирод, конечно, не стал слушать эти обличения, но заключил Иоанна в темницу.

Но почему этот рассказ не остался частью чтения, которое посвящено Иоанну Предтече, для чего соединять его с рассказом о крещении?

Возможно, дело в том, что нам, слушателям сегодняшнего чтения важно понять, в каком мире будет проповедовать Христос.

Мы видим, как вместе с другими людьми Он молится и принимает крещение. Он умаляется в своем Божестве, для того чтобы во всем уподобиться людям. Во всем, кроме одного — непослушания Отцу. Как раз для того и приходит Он, чтобы своим послушанием исцелить то непослушание, которое мы все разделяем с Адамом. Когда Он выходит из вод Иорадана на Него сходит Дух Святой в виде голубя, птицы, которая еще со времен потопа символизирует мир с Богом и возвращение человека к нормальной, то есть правильной и праведной жизни. Вместе с этим слышен голос Отца, говорящего Иисусу: «Ты Сын Мой, в Котором Мое благоволение». Он желает спасения людей, и благоволит о том пути, который будет пройден Сыном.

Услышав только вторую историю, мы могли бы решить, что путь Иисуса Христа — это путь в силе и славе, путь от победы к победе. Однако зная из истории Иоанна о том, какова судьба правды и праведности в мире, мы понимаем, что путь Христа — это путь противостояния злу, путь, который ведет нас крест. И все же, Он вступает на него, как каждый из нас призван вступить на свой путь и нести свой крест... Путь этот очень сложный, но именно о нем благоволит Отец и только на того, кто решился по нему идти вместе со Христом, снисходит благодать Святого Духа.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

This website uses cookies.