23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.
25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.
01 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
02 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
03 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
04 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какие же встречаются настоящие изумруды в этой россыпи драгоценных мыслей книги Притч! И сегодня я хотел бы извлечь один из таких для внимательного рассмотрения — это слова: «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь». Если хорошенько вдуматься в эти слова, то картина мира может существенным образом измениться.
Давайте будем откровенны: мы ведь часто думаем, что богатство — это свидетельство определённых заслуг со стороны самого человека, подкреплённых благоволением Божиим. И точно также бедность — показатель недалёкости, лености, зацикленности на своих бесконечных проблемах — и тем самым расплата за праздность. Но если смотреть сквозь слова книги Притч — что и тот, и другой — специально задуманы Господом Богом с определённой целью — становится понятным: сколько ни прилагай усилий — а богатство может так и не появится, если Бог не даст. И, наоборот, оно может неожиданным образом оказаться в руках далеко не самого усердного, умного и талантливого человека. Почему — никто и понять не может — а вот случилось, и всё! Я бы предложил такое сравнение: богатство и бедность в духовном плане — это как «фаза» и «ноль» в электросети. Можно бесконечно наращивать напряжение в «фазе» — всё больше, больше, больше — но если не будет, куда эту энергию употребить — то есть будет «обрыв „нуля“» — для производителя электроэнергии это может стать причиной катастрофы!
Значит, не просто так богач и бедняк задуманы Богом — они нужны друг другу, как «фаза» и «ноль» в электросети — вот только тогда и всё работает правильно — когда они встречаются друг с другом!
Придирчивый слушатель сразу заметит: ха, если «фаза» и «ноль» — как вы говорите — «встретятся друг с другом» без нагрузки — это называется «короткое замыкание!» Абсолютно точно: и примеров тому, как у внезапно разбогатевшего «отказывали тормоза» и он начинал во все стороны сорить деньгами — словно искры при коротком замыкании — предостаточно! Значит, между «богатым» и «бедным» должна быть правильная — соответствующая «мощности сети» — нагрузка! Что же это?
Наверное, многие со мной не согласятся — но на мой взгляд, такой правильной «нагрузкой» между «богатым» и «бедным» и задумывалась Церковь — место «перераспределения» в том числе и материальных благ, исходя из евангельских принципов. Насколько это получилось — другой вопрос, во многом связанный с конкретными исполнителями. Что же, значит, осталось только внимательно поизучать вопрос — где хорошие исполнители — и если есть «избыток напряжения», смело отправляться туда, где его с радостью превратят в обильное душевное тепло!