Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы.

22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

23 князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;

26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная".

27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою;

28 всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.

29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;

30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31 И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 1-3

01 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

02 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

03 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Продолжается чтение 1-й главы книги пророка Исайи. В сегодняшнем отрывке речь идёт не только о вероотступничестве еврейского народа — но и предлагается выход: искреннее, целостное, нелицемерное обращение к Богу.

В чем же заключается главная проблема народа, о которой так красочно говорит пророк? В целом, её можно было бы обозначить как приоритет личной выгоды над служением идеалам — нравственным и духовным. Победа эгоцентризма — как бы мы сегодня сказали — над теоцентризмом или духовностью. Расстояние между нами и этими слова пророка — тысячи лет, однако проблемы — одни и те же. Воровство и обман, своекорыстие и взяточничество, подкупность судей и безразличие к социально незащищённым — всё то же самое. И — та же рука Господня, нависшая над людьми — уже готовая приступить к нещадному процессу очищения, отскабливания, отдирания всего налипшего, наносного, ненастоящего.

Мы часто слышим о грехе как о «промахе» или «преступлении». Но у греха есть ещё одна особенность: повторяемый грех превращается в своего рода «ржавчину», которая медленно, но верно поедает своего носителя. Сначала кажется легкой патиной — даже симпатичной! — потом появляются разводы, затем уже явные ржавые язвы, которые однажды могут превратить некогда крепкий материал в сплошную труху. «Серебро твоё стало изгарью, шлаком» — говорит пророк. Но — в отличие от обычного шлака — «душевный шлак» может быть переплавлен обратно — под сфокусированными лучами Божественного Света, который способен вернуть первозданную красоту материалу.

У ржавчины греха — впрочем, как и у обычной ржавчины — есть одна особенность. Она сразу заметна на чистой, свежей поверхности — но среди других загрязнений легко теряется и пропадает. И вот дальше этот процесс коррозии контролировать крайне сложно: никогда не знаешь, когда наступит тот момент, когда ржавчина станет критичной. Ведь привычка ко греху тем и опасна, что притупляет праведное негодование души на недолжное — и, мало по малу, душевный взгляд притупляется, и не слишком опасная «ржавая сеточка» начинает уверенно разъедать всё вокруг.

Великий Пост дан каждому христианину для того, чтобы провести тщательную ревизию всех наших душевных «патин» и «ржавчин», почистить их трудами подвигов и молитв, омыть едкими слезами покаяния, осознать, насколько глубоко ржа проникла внутрь. И не надо пугаться того, что в ходе этого процесса мы с ужасом увидим, насколько всё плохо, как много гнилого и испорченного: это нормально, более того — это очень хорошо! Почему? Да потому, что это значит, что мы успешно счистили поверхностную грязь, успешно маскировавшую наши главные проблемы!

Продолжается чтение 1-й главы книги пророка Исайи. В сегодняшнем отрывке речь идёт не только о вероотступничестве еврейского народа — но и предлагается выход: искреннее, целостное, нелицемерное обращение к Богу.

В чем же заключается главная проблема народа, о которой так красочно говорит пророк? В целом, её можно было бы обозначить как приоритет личной выгоды над служением идеалам — нравственным и духовным. Победа эгоцентризма — как бы мы сегодня сказали — над теоцентризмом или духовностью. Расстояние между нами и этими слова пророка — тысячи лет, однако проблемы — одни и те же. Воровство и обман, своекорыстие и взяточничество, подкупность судей и безразличие к социально незащищённым — всё то же самое. И — та же рука Господня, нависшая над людьми — уже готовая приступить к нещадному процессу очищения, отскабливания, отдирания всего налипшего, наносного, ненастоящего.

Мы часто слышим о грехе как о «промахе» или «преступлении». Но у греха есть ещё одна особенность: повторяемый грех превращается в своего рода «ржавчину», которая медленно, но верно поедает своего носителя. Сначала кажется легкой патиной — даже симпатичной! — потом появляются разводы, затем уже явные ржавые язвы, которые однажды могут превратить некогда крепкий материал в сплошную труху. «Серебро твоё стало изгарью, шлаком» — говорит пророк. Но — в отличие от обычного шлака — «душевный шлак» может быть переплавлен обратно — под сфокусированными лучами Божественного Света, который способен вернуть первозданную красоту материалу.

У ржавчины греха — впрочем, как и у обычной ржавчины — есть одна особенность. Она сразу заметна на чистой, свежей поверхности — но среди других загрязнений легко теряется и пропадает. И вот дальше этот процесс коррозии контролировать крайне сложно: никогда не знаешь, когда наступит тот момент, когда ржавчина станет критичной. Ведь привычка ко греху тем и опасна, что притупляет праведное негодование души на недолжное — и, мало по малу, душевный взгляд притупляется, и не слишком опасная «ржавая сеточка» начинает уверенно разъедать всё вокруг.

Великий Пост дан каждому христианину для того, чтобы провести тщательную ревизию всех наших душевных «патин» и «ржавчин», почистить их трудами подвигов и молитв, омыть едкими слезами покаяния, осознать, насколько глубоко ржа проникла внутрь. И не надо пугаться того, что в ходе этого процесса мы с ужасом увидим, насколько всё плохо, как много гнилого и испорченного: это нормально, более того — это очень хорошо! Почему? Да потому, что это значит, что мы успешно счистили поверхностную грязь, успешно маскировавшую наши главные проблемы!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.